Электронная библиотека учебников
Главная arrow Правоведение arrow История отечественного государства и права (часть 1) (О.И. Чистяков)
Скачать учебники
Анатомия / Физиология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
БЖД
Бизнес-планирование
Биология
Биофизика
Биохимия
Бухгалтерский учёт
Бюджетная система
Военное дело
География
Делопроизводство
Демография
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История
История экономики
Коммерция
Культурология
Логика
Логистика
Макроэкономика
Маркетинг
Математика
Медицина
Менеджмент
Микроэкономика
Мировая экономика
Налогообложение
Организация производства
Отраслевая экономика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Реклама / Branding / PR
Социальная работа
Социология
Статистика
Страхование
Управленческий учёт
Физика
Философия
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансовый отчёт
Финансы / Кредит
Ценные бумаги
Экология
Эконометрика
Экономика (разное)
Экономика предприятия
Экономика регионов
Экономика труда
Экономический анализ
Этика / Эстетика


banner
История отечественного государства и права (часть 1) (О.И. Чистяков)

Введение

   История отечественного государства и права есть закономерная смена типов и форм государства, правовых систем на территории на­шей великой Родины.
   Как историческая наука история государства и права есть часть истории человечества, тесно связанная с историей народного хозяй­ства, культуры и других отраслей человеческой деятельности, но в то же время сохраняющая относительную самостоятельность и облада­ющая четко выраженным объектом исследования. История государ­ства и права вместе с тем наука юридическая, одна из фундаменталь­ных правовых дисциплин. В таком качестве она охватывает развитие всех аспектов эволюции государства его государственный механизм, форму государственного единства и пр.
   Человечество, по новейшим представлениям, существует миллионы лет. Государство же и право — сравнительно недавнее изобретение людей: возраст того и другого исчисляется всего тыся­челетиями. Историко-правовая наука абстрагируется от догосударственной эпохи развития человечества, ее интересует лишь тот мо­мент, когда начинается формирование государственности у народов нашей страны.
   История государства и права изучает политические и правовые институты вплоть до сегодняшнего дня и здесь органически стыкует­ся с действующим правом. Она, следовательно, занимается не только правом ушедшим, но и живущим, растущими его отраслями и инсти­тутами. Историю государства и права интересуют конкретные поли­тические и правовые явления, но прежде всего она исследует факти­ческий материал для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций разви­тия государства и права.
   В этом большое сходство истории государства и права с теорией государства и права. Разница же состоит в том, что если теория госу­дарства и права изучает преимущественно общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-эко­номических формаций, то история государства и права занимается конкретными государствами и правовыми системами, существовав­шими и существующими на территории нашей страны, их особеннос­тями и характерными чертами. История государства и права исполь­зует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же вре­мя дает конкретный материал для таких обобщений.
   Возникновению тех или иных политических или правовых уч­реждений обычно предшествуют соответствующие идеи. Однако наука истории государства и права не занимается изучением таких идей, имея в виду, что их развитие является предметом самостоя­тельной науки — истории политических и правовых учений. Мы затрагиваем эти идеи лишь в той мере, в которой они абсолютно необходимы для выяснения историко-правовых вопросов.
   Изучение прошлого страны имеет большое политическое значе­ние. Историческая и историко-правовая наука, изучая и обобщая опыт прошлого, помогает познать и использовать закономерности общест­венного развития, избежать повторения ошибок.
   История государства и права опирается на общие объективные законы развития природы и общества. В последнее время в науке воз­никло мнение, восходящее к некоторым западным воззрениям, о том, что история вообще и история государства и права в частности не подчиняется объективным законам. Вместе с тем высказывается мысль и об отсутствии единой прогрессивной линии в развитии общества, государства и права. Якобы прогресс свойствен только развитию материальной культуры, техники и т.п. Думается, что с этим вряд ли можно согласиться. Очевидные факты показывают, что государства и правовые системы возникают и умирают отнюдь не случайно, а подчиняются определенным объективным факторам. Отсюда всегда можно проследить соответствующие тенденции, определенную линию развития.
   Вряд ли можно сомневаться и в наличии общего прогресса в раз­витии государства и права. От деспотических форм государства, от примитивных форм демократии человечество приходит к более со­вершенным, развитым и гуманным институтам. Да и в праве то же самое. Взять хотя бы уголовное право: на смену кровной мести, ди­ким формам смертной казни, кулачному праву приходят современ­ные институты, гарантирующие защиту как общества от преступни­ков, так и личности человека от неправомерных посягательств. От­рицание закономерности развития общества, государства и права приводит к отрицанию истории как науки.
   Если мы говорим о закономерностях развития государства и пра­ва, то неизбежно сталкиваемся с проблемой движущих сил этого про­цесса. Многими учеными было доказано громадное влияние эконо­мики, способа производства на развитие государства и права. Оче­видно, этот фактор следует считать даже ведущим. Ведущим, но не единственным. Взять, например, ту часть массовой психологии, ко­торая не опирается непосредственно на материальные потребности, скажем, национальные чувства. Эти чувства, доходящие порой до национализма, идут нередко вразрез с самыми насущными потреб­ностями общества, самой нации. Нельзя сбрасывать со счетов и такую движущую силу развития, как роль личности в истории. Мы увидим неоднократно, как та или иная выдающаяся личность круто поворачивала колесо событий, которые могли бы идти и иначе.
   Долгое время в нашей исторической науке чрезмерное внимание уделялось такому фактору, как классовая борьба. Теперь появилась другая крайность: некоторые авторы считают, что этот фактор сле­дует исключить из числа тех, которые воздействуют на исторический процесс. Думается, что и здесь истина лежит посередине. Вряд ли можно отрицать значение для истории государства и права таких ост­рых форм классовой борьбы, как крестьянские войны, революции. Да и другие формы порой давали заметный исторический эффект.
   Историко-правовая наука использует различные методы — как общефилософские, общесоциологические, так и свои специфические. К первым относится диалектический метод, метод материалистичес­кой диалектики. Что же касается вторых, то прежде всего следует отметить хронологический метод. История есть движение явлений во времени, поэтому историческая наука немыслима без хроноло­гии, познать ее закономерности невозможно без сравнения, сопо­ставления фактов и явлений. Но такое сравнение следует проводить не только во времени: от периода к периоду, но и в пространстве, сопоставляя развитие государства и права одного народа с разви­тием политико-правовых систем других народов. Следовательно, историко-правовой науке свойствен и сравнительный метод исследо­вания. Наконец, историко-правовые явления следует рассматривать не изолированно, а в системе. Значит, необходимо применение сис­темного метода анализа.
   Хотя история есть непрерывное движение, изучать ее сплошным нераздельным потоком невозможно. Научный анализ и обобщение требуют членения исторического материала на хронологические от­резки, периоды. Поскольку развитие государства и права зависит прежде всего от экономического базиса, то и периодизация истории государства и права соответствует периодам развития производствен­ных отношений. Основным общественно-экономическим формаци­ям (кроме первобытнообщинного строя) соответствуют определен­ные типы государства и права.
   История нашей Родины знает все типы государства и права — от рабовладельческого до социалистического. Правда, не каждый на­род прошел все эти ступени. Рабовладельческие государства суще­ствовали только в Причерноморье, Закавказье и Средней Азии. Сла­вяне, прибалтийские народы, казахи и другие миновали рабовладель­ческую формацию и пришли сразу к феодализму.
   Для нашей истории характерен плавный, постепенный переход от рабовладельческого к феодальному и от феодального к буржуазному государству и праву, хотя дело не обходилось и без скачков. С XIX в. Россия сделала несколько шагов по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Даже Февральская революция не покончи­ла со всеми пережитками феодализма. Только Октябрьская револю­ция резко изменила судьбу нашей страны, установила принципиаль­но новый общественный и государственный строй.
   В современной науке высказывается критическое мнение о формационном делении истории человечества, а следовательно, и о ти­пологии государств. Эта точка зрения заслуживает внимания, одна­ко безоговорочно с ней согласиться тоже трудно. Конечно, в чистом виде невозможно выделить ни рабовладельческий, ни феодальный, ни буржуазный строй, экономика любого общества почти всегда многоукладна. Однако же можно выделить какую-то форму обществен­ных отношений, которая является преобладающей, господствующей. Она-то и придает основную окраску тому или иному обществу. То же следует сказать и о государстве и праве. Государство и право час­то совмещают в себе черты разных типов, но преобладают обычно черты какого-то одного, исключая, конечно, переходные эпохи. Крупное, формационное деление исторического процесса предпол­агает более дробную периодизацию. Такую периодизацию для до­советской истории государства и права предложил в свое время ос­новоположник науки истории государства и права профессор С. В. Юшков. Этой схемы придерживается и по сей день большинство отечественных историков государства и права, поскольку она наибо­лее правильно отражает ход развития дооктябрьского государства и права в нашей стране. Она принята за основу и в нашем учебнике.
   Историко-правовая наука должна давать читателю правдивые сведения. Правдивость историко-правового материала совершенно необходима для его практического использования. Ведь если мы бу­дем пользоваться недостоверными сведениями о прошлом, то сдела­ем недостоверный прогноз и на будущее.
   В советской историографии долгие годы существовала тенденция к приукрашиванию одних исторических событий и очернению дру­гих. В наше время историко-правовая наука освобождается от этого наследия, она стремится вскрыть истинные факты и сделать досто­верные выводы из событий минувшего.
   Однако и современная историческая наука развивается противо­речиво. Наряду с тенденцией к восстановлению исторической спра­ведливости наблюдается и прямо противоположная ей. Под видом восстановления истины допускается новая фальсификация истории. Это особенно касается истории национальной государственности, национальных отношений в нашей стране.
   Следует отметить одну характерную особенность историко-правовых наук, как и всех общественных наук. В отличие от наук естест­венных и технических в обществоведении не все проблемы решаются однозначно. Многое здесь зависит от социальной принадлежности, социальной ориентации исследователя. Порой одни и те же факты разными авторами трактуются по-разному. Крупнейший дворянский историк Н. М. Карамзин, научная добросовестность которого не вы­зывает сомнений, был убежденным сторонником самодержавия и кре­постничества, в силу чего строил свои выводы, исходя из этих осно­вополагающих посылок. Славянофилы XIX в. идеализировали допет­ровскую Русь и своеобразие развития России. Наоборот, западники подчеркивали отсталость России, необходимость развития ее в духе европейских цивилизаций. Все они были убеждены в своей правоте, в правомерности делаемых ими выводов.
   В XX в. мы сталкиваемся и с другим явлением в историографии. Возникновение Советского государства, противопоставившего себя всему буржуазному миру, породило ответную реакцию, в том числе и идеологическую. Западные историки написали немало трудов о на­шей стране, причем зачастую с позиций огульной враждебности. При этом искажению подвергались не только события нашего времени, но порой и весьма отдаленного, вплоть до истории Древнерусского государства. Не следует, конечно, думать, что все зарубежные авто­ры настроены сугубо враждебно к нашему государству. Среди них есть немало добросовестных, объективных исследователей, труды ко­торых способствуют выявлению исторической истины.
   Вместе с тем, в современной отечественной историографии и осо­бенно публицистике появилась в последнее время тенденция к тому, чтобы взять на вооружение не только правдивые, но и отнюдь не про­грессивные концепции. Под видом восстановления исторической ис­тины порой проповедуют взгляды, далекие от нее.
   Наряду с антагонистическими противоречиями в науке неизбеж­ны чисто научные споры ученых, стоящих даже на одних классовых, идеологических позициях. Без споров не может быть развития науки. Авторы учебника, естественно, будут излагать свои взгляды на те или иные проблемы, но будут стараться знакомить читателя и с воззрени­ями других исследователей. Мы решили излагать историографию различных вопросов не в специальной главе или параграфе, а приме­нительно к конкретному историческому материалу, по мере его осве­щения.
   Историко-правовые науки изучают на первом курсе юридичес­ких вузов параллельно с другими историческими и юридическими науками. Это требует изложения материала с учетом преподаваемо­го по другим дисциплинам. История отечественного государства и права стыкуется с историей государства и права зарубежных стран. Некоторые институты, родившиеся за пределами нашей страны и перенесенные затем в правовые системы наших народов, специально изучаются в курсе зарубежной истории и поэтому не дублируются в курсе отечественной истории. Так, например, мусульманское право, возникшее на Ближнем Востоке и принятое некоторыми народами нашей страны, мы рассматриваем лишь в той мере, в какой оно было модифицировано национальными правовыми системами, оставляя проблему его зарождения, сущности и основных принципов за кур­сом истории государства и права зарубежных стран.
   На первом курсе преподается и теория государства и права, даю­щая студенту основной понятийный аппарат. Опираясь на этот мате­риал, мы учитываем, что студент должен его знать из курса теории, и поэтому, как правило, мы не даем объяснения юридических терми­нов. Вместе с тем, мы исходим из того, что студент-первокурсник еще только начинает изучение специальных юридических дисциплин, по­этому стремимся избегать юридических тонкостей, излагать матери­ал более простым, доступным для начинающего юриста языком.
   Как учебная дисциплина, история отечественного государства и права распадается на две части. Первая из них посвящена дооктябрь­скому периоду, вторая — послеоктябрьскому. Этому соответствуют и два учебника, которые мы предлагаем читателю.

Формат: HTML
Язык: Русский

Скачать учебник
История отечественного государства и права (часть 1) (О.И. Чистяков)

 
< Пред.   След. >

загрузка...

Реклама
загрузка...