Электронная библиотека учебников
Главная arrow История педагогики (История образования и педагогической мысли) (Латышина Д.И.) arrow § 2. Факторы, определившие своеобразие народной культуры и воспитания
Скачать учебники
Анатомия / Физиология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
БЖД
Бизнес-планирование
Биология
Биофизика
Биохимия
Бухгалтерский учёт
Бюджетная система
Военное дело
География
Делопроизводство
Демография
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История
История экономики
Коммерция
Культурология
Логика
Логистика
Макроэкономика
Маркетинг
Математика
Медицина
Менеджмент
Микроэкономика
Мировая экономика
Налогообложение
Организация производства
Отраслевая экономика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Реклама / Branding / PR
Социальная работа
Социология
Статистика
Страхование
Управленческий учёт
Физика
Философия
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансовый отчёт
Финансы / Кредит
Ценные бумаги
Экология
Эконометрика
Экономика (разное)
Экономика предприятия
Экономика регионов
Экономика труда
Экономический анализ
Этика / Эстетика


banner
§ 2. Факторы, определившие своеобразие народной культуры и воспитания

§ 2. Факторы, определившие своеобразие народной культуры и воспитания

   Природа. Особое место среди причин, определяющих характер культур и этнических отличий, занимают объективные условия жизни. Народы Земли живут в разных природных зонах. «Родина» есть один из компонентов понятия «этнос»; это его исходная территория, имеющая неповторимое сочетание различных элементов ландшафта. Ландшафт, географическое положение, климат, флора, фауна, полезные ископаемые и многое другое отличаются разнообразием; так же, как многообразны и связанные с природой Занятия людей на своей территории проживания. Поэтому многое в национальном характере, господствующих ценностях и воспитании детей определяется особенностями природной среды, в которой оказались люди в силу объективных причин и обстоятельств. Как подчеркивает В.О. Ключевский, разным частям человечества природа, географическая среда отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды — даров и бедствий, а от этой неравномерности зависят местные особенности людей, т.е. те бытовые условия и духовные особенности, которые вырабатываются у людей «под очевидным влиянием окружающей природы и совокупность которых составляет то, что мы называем народным темпераментом.
   Рассмотрим природные факторы, обусловившие своеобразие русского этноса и являющиеся его колыбелью.
   Территория древнерусского государства — это бесконечная ВосточноЕвропейская равнина с небольшими возвышенностями и обширными низменностями, с разными почвенно-растительными зонами. «Восточные славяне... увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение, ...в стране, ненасиженной и нетронутой, прошлое которой не оставило пришельцам никаких житейских приспособлений и культурных преданий, не оставило даже развалин, а только одни бесчисленные могилы в виде
   Мягкость, размытость очертаний, отсутствие резких переходов в природе, скромность и даже робость тонов и красок — все это вызывает чувство невозмутимого покоя.
   Лес, степь, река — основные географические реалии, которые повлияли на быт, хозяйство, культуру и политический строй людей в Древней Руси. До второй половины XVIII в. большая часть населения России обитала в лесной полосе; еще в XVII в. иностранец, ехавший в Москву, представлял эту страну, как сплошной лес, среди которого были разбросаны города и села.
   Лес значил для человека очень много:
   — сосна и дуб давали материалы для жилищ,
   — береза и осина отапливали жилье,
   — березовая лучина освещала избу.
   Лес обувал лыковыми лаптями, из лесных материалов делались посуда и мочало. Пушной зверь и лесная пчела также были необходимы людям. Лес служил и убежищем от внешних врагов, заменяя горы и замки; в лес удалялись отшельники, избегая соблазнов мира и пытаясь спасти свою душу.
   Но лес доставлял и много неудобств в жизни людей: он был препятствием для дорог, местом обитания медведей и волков, угрожавших как самому человеку, так и скотине; в лесах укрывались разбойники. Лес постепенно наступал на участки земли, отвоеванные у него для земледелия. Поэтому и робел человек, вступая в лес, и населял его в своем воображении злыми духами и озорниками, например образом лешего, любившего подурачиться над путником. Таким образом, жизнедеятельность человека, его характер во многом определялись условиями обитания.
   Южно-русская степь способствовала развитию земледелия и скотоводства, особенно табунного; ее соседство с морями позволяло установить связь с южноевропейской цивилизацией.
   Можно предположить, что степь со своими бесконечными просторами воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали.
   Но из степи шло и много бедствий: в ранние периоды истории — от набегов степных кочевников, а с вв. — от «вольных» беглых людей, казаков.
   Границы территории в Древней Руси во многом определяли реки. Река так же как лес, была многофункциональной для людей: помогала сориентироваться в пространстве при переселениях, на ее берегах они строили свои жилища; река кормила и поила, служила летней и зимней дорогой для торговца. Видимо, не случайно так много ласковых песен было сложено о ней. Река являлась даже воспитательницей, как бы подавая пример порядка и закономерности: восточноевропейские реки спокойны, размеренны, чем отличаются от разрушительных горных рек Юга и Запада Европы.
   Река воспитывала у человека дух предприимчивости, развивала стремление к совместной, артельной деятельности, в которой важно было уметь взаимодействовать, общаться, учитывать характеры и интересы друг друга, обмениваться товаром, придерживаться определенного этикета.
   Общей особенностью всех территорий, освоенных русскими, явилось однообразие ландшафта, что предопределило основные виды занятий жителей различных мест. Если природная среда Западной Европы, отличавшаяся обилием гор, возвышенностей, способствовала специализации хозяйства, то в России ее однообразие привело к однотонности хозяйственной жизни: возделыванию пашни и разведению скота.
   Схожесть природных условий и занятий приводила, как считает СМ. Соловьев, к очень важным последствиям. «Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев и верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению; и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства».
   Уместным будет заметить, что на территории, где расселялись славяне, проживали и другие этносы в тех же климатических и территориальных условиях. Возможно, единое природное пространство и предопределило поразительное сходство разнообразных культур народов России. Например, жилища у разных ее народов четко разделялись на женскую и мужскую половины; существовало доминирующее положение мужчины; приемы ведения сельского хозяйства, орудия труда и многое другое имели также много общего. Эмоциональная окрашенность взаимоотношений, любовь к детям, почтение к старшим характерны как для русского, так и для многих других народов России. Эти общие элементы культур осваивались детьми и передавались благодаря воспитанию.
   Но климатические и почвенные условия на обширной территории имели свои отличия, что и повлияло на особенности ведения одних и тех же отраслей хозяйства — земледелия, животноводства, а также развития местных промыслов. Эти условия наложили свой отпечаток и на педагогическую практику народа, например, определили своеобразие физического воспитания детей, их подготовки к трудовой деятельности, семейных взрослых и детей, связанных с бытом, трудом.
   Большую роль в определении видов деятельности человека, а также черт его характера играли климатические условия.
   Ветры, беспрепятственно носясь по всей равнине из-за отсутствия гор, сближали в климатическом отношении даже отдаленные места. На большой территории России наблюдались резкие колебания температур. Холодные зимы приводили к промерзанию почвы; короткая весна и жаркое лето подгоняли крестьянина, вырабатывали у него способность выложиться и провести быстро и успешно работу в короткий срок. От умения крестьянина определить нужные сроки для пахоты, сева, жатвы зависела вся его жизнь в течение года, поэтому мобилизовывались все силы человека, работа требовала не только большого физического напряжения, но и значительных познаний, учета своего и чужого опыта.
   Краткий период теплого времени и долгая холодная зима вызывали относительную пассивность в зимние месяцы и бурную эмоциональную разрядку летом.
   Итак, во многом под влиянием климата складывались виды деятельности, определялись быт и взаимоотношения людей, традиции, обычаи, формировались психические черты. Все эти реалии в свою очередь сказывались на характере подготовки детей к жизни, передаче опыта хозяйствования, методах воспитания.
   Отметим и педагогическое значение природных условий. Природа влияла непосредственно на каждого ребенка: учили его лес и трава, степь и река, птицы и животные. Мир живой природы открывал перед ним свои законы, вызывал радостные или печальные чувства, учил правилам поведения.
   Как видим, роль природы в жизни народа велика, она определяет многое. Но далеко не всё.
   История этноса. Существенное влияние на развитие этноса и его культуры оказала история. Она опосредовала связь ландшафта и этноса, осваивавшего территорию обитания. Ведь не существует нации без истории, реальной или мифологической; история отражает дух нации, она обнажает ее корни, раскрывает ее культуру.
   Не останавливаясь на общеизвестных фактах истории России, сосредоточимся на основных ее эпизодах, имевших первостепенное значение для развития русского этноса.
   Исторические корни русских уходят в Киевскую Русь. Начальный же этап формирования их этноса приходится на XVI в.
   В результате объединения восточнославянских племен (IX в.) возникла Киевская Русь — государство с киевским князем во главе, занимавшее территории от Белого моря до Черного и от Карпатских гор до Волги. Основная масса населения сосредоточилась в среднем и верхнем течении Днепра и на реках Ловать и Волхов. Русь в это время (IX—XI вв.) состояла из отдельных обособленных территорий, в каждой из которых был центр — большой торговый город с князем во главе. Лесной промысел, звероловство и бортничество (лесное пчеловодство), а также внешняя торговля являлись экономической основой жизни населения. Это Русь Ане- провскоя, городовая, торговая. Постепенно в состав государства включались угро-финские, балтские и тюркские племена. В княжеских дружинах находились, кроме славян, варяги, финно-угры, тюрки, принявшие крещение.
   Главными факторами исторического процесса еще с периода Днепровской Руси стали непрерывающиеся перемещения, миграция русского населения и колонизация им других территорий с проживавшими там народами. Славяне переносились, переселялись подобно птицам, из края в край, навсегда покидая насиженные места и устраиваясь на новых.
   С берегов Днепра они стали перемещаться группами в Волго-Окское междуречье. Места эти в течение нескольких веков были заселены финно-угорскими племенами: меря, мещера, чудь, весь, ижора, мурома и др.
   Такая колонизация верховьев Волги происходила мирно, без особых стычек и столкновении.
   Переселенческий поток в XI—XII вв. в Волго-Окское междуречье шел также с севера, из земель новгородских словен, и с юга — с верховьев Десны. Славяне-земледельцы селились в более возвышенных, сухих местах, а коренные финны, занимавшиеся лесными промыслами и железорудным производством, — в низменных, болотистых местах.
   Особенность расселения состояла в том, что русские переселенцы не вторгались в край финнов крупными группами, а просачивались тонкими струями, занимая обширные территории, которые оставались между разбросанными среди болот и лесов финскими поселениями.
   Местное население частично ассимилировалось, т.е. было поглощено славянами, слилось с ними, утратив свой язык. Славяне же приняли новые этнические компоненты. В результате рождения детей в смешанных браках появился новый тип русского человека, наделенный чертами и внешними данными и славян, и аборигенов.
   На территории Волго-Окского бассейна и сложилось основное ядро русского народа.
   Период с XIII по XV в. характеризуется политической раздробленностью не на городовые области, а на княжеские уделы. Происходит удельное дробление верхневолжской Руси.
   Тогда вместо единого народа появляется несколько обособленных образований: у каждого князя возникает свой удел, свой «великий стол» взамен прежнего Киевского.
   И начинается период войн и вражды между владимирскими, тверскими, рязанскими, суздальскими и т.д. князьями. Воюют друг с другом с иноземцами, грабят и жгут города, убивают ни в чем не повинных людей. Древнерусские княжества поражают современников бессмысленной жестокостью в отношениях друг с другом. Утрачивается даже общее название народа, вместо него появляются «тверичи», «новгородцы», «киевляне» и др.
   На этот период приходится порабощение Руси Золотой Ордой, когда русские княжества хотя и не были оккупированы, но были обложены тяжелой данью. Население пыталось бороться против переписи и дани, поднимая восстания. После их подавления право дани было передано русским князьям, доставался ярлык на княжение тому князю, который мог собрать большую дань для Орды и держать население в повиновении. Но в отношениях между Русью и Золотой Ордой наблюдалось и конструктивное сотрудничество, а не только конфликты и соперничество, как, например, поддержка Руси золотоордынцами против западной агрессии шведов и немцев.
   В XIII—XIV вв. князья не только не помогают друг другу в борьбе с Ордой, а, наоборот, злорадствуют, видя разорение своих соседей.
   Это период Руси Верхневолжской, удельно-княжеской, вольно-земледельческой.
   Остановимся на одном значимом факте истории. С начала XIV в. вместо бесформенной людской массы, способной лишь плакать о «погибели земли русской» да разбегаться при появлении врага, возникает новая «порода» людей, твердо ориентированных на объединение. И возникает ядро нового народа в Москве.
   Московское княжество в удивительно короткие сроки поднимается и крепнет, быстро разрастаясь в огромное целостное государство, которое впоследствии превратится в государство-континент Россия-Евразия. При этом русские и другие евразийские народы этого государства оказались вовлеченными в совместную созидательную деятельность, но сохранили свою самобытность.
   Москва притянула к себе со всего Евразийского континента энергичных, отважных, деятельных людей. Это были славяне и выходцы из Золотой Орды, литовцы, финно-угры. Они несли государеву службу, единственным условием для зачисления на нее служило принятие православия. Но и не йриняв этой веры, можно было жить спокойно и заниматься своим делом: никого не преследовали за иную веру, но от каждого требовали уважения иных обычаев и ненавязывание своих. Москва, ставшая главным городом, получила поддержку не только русских княжеств, но и самых разных народов.
   При этом не прекращаются непрерывные перемещения — миграция русских, что стало фактом, влиявшим на этническую и культурную ситуации. С XIV в. начался процесс славянской колонизации северных территорий — Поморья (земель, примыкавших к Белому морю и Северному Ледовитому океану); эти земли много раньше освоили карелы, вепсы, саамы, коми-пермяки, ненцы. Происходят сложные этнические процессы, идет постепенная ассимиляция славянами части местного населения.
   С XV по XVII в. основная масса русского населения с Верхней Волги расселяется на юг и восток (по Дону и Средней Волге). Появляется огромная по территории страна с ее населением великороссами. Великороссы впервые объединились в единое политическое целое под властью московского государя, который правил с помощью боярской аристократии (это бывшие князья и бояре). Вольный крестьянин начинал терять свою свободу из-за сосредоточения земель в руках военного сословия (дворян), которое вербовалось государством для несения воинских обязанностей при обороне от внешних врагов.
   В результате образовалась Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая.
   Окончательно отмерло понятие «княжество» в XVI в., что можно объяснить усилением формирования многонационального Российского государства, поэтому чаще стали употреблять понятие Россия, Российская земля.
   Происходило расширение России также на восток и юго-восток: народная миграция в осуществлялась в Уральский, Поволжский регионы — места проживания тюркских народов и в Сибирь. В результате в состав русских снова проникли иные этнические компоненты: в районах юго-западнее Перми новые поселенцы приобретали в своем облике черты тюрков, а русские выходцы из Вятки в бассейне реки Камы приняли черты народа коми. Русские в Сибири также смешивались с местным населением: у сибиряков можно обнаружить примесь местного тунгусского, якутского, бурятского элементов у русских поселенцев, а у бурят, эвенов, манси, хантов появилась значительная доля русской крови. Лишь часть русских сибиряков жила обособленно, не вступая в контакты с местным населением (старообрядцы).
   Таким образом, длительная и интенсивная метисация приводила к смешению представителей различных генотипов.
   В результате миграций происходило чересполосное или смешанное с другими этносами расселение русских. Наблюдалось передвижение и других этносов, хотя и в более ограниченных масштабах (коми, мордвы, казанских татар и т.д.).
   С начала XVII в. продолжался процесс интенсивного освоения русскими других земель: в европейской части — степной Новороссии, Нижнего Поволжья, Южного Приуралья, Северного Кавказа; в Азии — степей Сибири, Средней Азии, а также Дальнего Востока. К Великороссии примыкают одна за другой Малороссия, Белороссия и Новороссия, образуя всероссийскую империю. Власть теперь сосредоточивается в руках военно-служилого класса — дворянства. Основным занятием населения оставалось земледелие, к нему добавляется фабричная и заводская промышленность.
   Это период всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческого и фабрично-заводского хозяйства.
   Чем объясняется постоянная миграция русского населения?
   Причиной стихийных или организованных перемещений был прежде всего поиск самим населением новых, более благодатных условий жизни (миграция на пустующие земли). Возникали новые поселения, чересполосно чередовавшиеся со старыми, заселенными другими этносами. Миграция производилась и по политическим причинам: так, в XV в. переселяли из Новгорода Великого в Новгород Нижний опасных и неугодных людей, а на их места переселяли своих людей. Переселение происходило в результате религиозных конфликтов и гонений на иноверцев (старообрядцев). В XIX—XX вв. появилась масса переселенцев в результате земельных реформ.
   Становится очевидным, что в результате миграций расширялась территория проживания русских людей, причем в новых районах переселенцы стали преобладать численно. В процессе приспособления к местным условиям вырабатывались и черты психического склада (уральцы, сибиряки, волжане и т.п.), появились и особенные черты внешнего облика.
   Процесс миграции русского населения вел к переносу своей культуры и заимствованию разных этнокультур. Но при этом заметим, что миграция не означала постоянного кочевья, это были эпизоды, хотя и очень много значившие для судьбы народа. Обосновавшись на новых местах, переселенцы и их потомки затем проживали здесь веками. Из поколения в поколение, из века в век не покидали насиженного места, если не возникала особая ситуация.
   Огромные расстояния и небольшая численность населения на века привязывали людей к своей местности, что вело к созданию и консервации этнорусской культуры и включению в нее местных особенностей. «Что ни город, то норов, что ни деревня, то обычай».
   Таким образом, на протяжении всей истории народа в результате миграционных процессов происходило проникновение в русский этнос различных этнических компонентов. Многообразные контакты с другими этносами, населявшими территории европейской равнины, сделали русских открытыми для сотрудничества с другими народами. Возможно, это обстоятельство и определило главное в стиле взаимоотношений между народами — принцип этнической терпимости ставший издавна ведущим: между народами России не существовало межнациональной вражды, они жили по соседству, сотрудничая и почитая своих богов.
   История этноса наложила свой отпечаток и на его педагогическую культуру. В процессе переселения в новые природно-климатические условия изменялись быт, виды труда, появлялись новые занятия. Это означало необходимость развития у детей тех трудовых навыков, которые диктовались новыми обстоятельствами жизни (например, умения ухода за скотом в условиях более суровой или, наоборот, более теплой зимы, навыков рукоделия и ремесел, подходящих для данной местности). При этом в педагогическую культуру проникали приемы, методы воспитания, используемые соседними коренными народами, приспособившимися ранее к данным условиям жизни. Этнические нормы, поразительная схожесть которых у разных народов России уже отмечалась выше, видимо, тоже перенимались друг у друга, осваивались молодыми как в практике общения, так и благодаря специальному воспитанию. При этом сохранялись и сложившиеся, традиционные особенности воспитания.
   Численность русского населения в разные периоды истории России была различной.

Численность русского населения в XVIII в. (тыс. человек)

Численность русского населения в XVIII в. (тыс. человек) 

   Таким было соотношение русского населения на территориях Центра России, Поволжья, Североевропейской части, Сибири.

Численность русского населения в 1917 г. (тыс. человек)

Численность русского населения в 1917 г. (тыс. человек)

 
< Пред.   След. >

загрузка...

Реклама
загрузка...