Электронная библиотека учебников
Главная arrow История педагогики (История образования и педагогической мысли) (Латышина Д.И.) arrow § 1. Игра и игрушка в роли воспитателей
Скачать учебники
Анатомия / Физиология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
БЖД
Бизнес-планирование
Биология
Биофизика
Биохимия
Бухгалтерский учёт
Бюджетная система
Военное дело
География
Делопроизводство
Демография
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История
История экономики
Коммерция
Культурология
Логика
Логистика
Макроэкономика
Маркетинг
Математика
Медицина
Менеджмент
Микроэкономика
Мировая экономика
Налогообложение
Организация производства
Отраслевая экономика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Реклама / Branding / PR
Социальная работа
Социология
Статистика
Страхование
Управленческий учёт
Физика
Философия
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансовый отчёт
Финансы / Кредит
Ценные бумаги
Экология
Эконометрика
Экономика (разное)
Экономика предприятия
Экономика регионов
Экономика труда
Экономический анализ
Этика / Эстетика


banner
§ 1. Игра и игрушка в роли воспитателей

§ 1. Игра и игрушка в роли воспитателей

   Внимание многих педагогов и искусствоведов занимали народные игрушки и игры как средство развития ребенка.
   Народная игрушки
   В ряду известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка — один из видов народного искусства. Она имеет долгую историю, в которой были периоды расцвета и упадка, связанные с историей народа, с его жизнью и бытом, культурой и изменением ее стилей.
   Появление первых игрушек объясняется тем, что ребенку были не по силам предметы труда для взрослых; поэтому ему стали делать маленькие орудия земледелия или охоты. Изобретены они были в глубокой древности. При раскопках детских захоронений археологами были найдены игрушки, которые были сделаны три тысячелетия тому назад. Многие из них представляли точную копию предметов труда взрослых. Это миниатюрные предметы охоты — луки, стрелы, топорики, — предметы быта, посуда. Позже появились фигурки людей и зверей. Некоторые игрушки были созданы явно для забавы. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с X в. ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки. В Киеве были найдены глиняные свистульки, бараны, коньки, птички (X в.). К более позднему времени относятся находки в Новгороде (XII—XIII вв.). Это лодочки, скакалки, детское оружие, игрушечные инструменты, волчки, кони, куклы. Игрушки XII—XIII вв. сохранились на территории Рязани и Твери. Это игрушечная посуда, глиняные свистульки.
   Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию — функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной памяти.
   Игрушка с самого рождения ребенка становилась непременным спутником детской жизни. Среди игрушек не было случайных поделок, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Самым маленьким предназначались игрушки, которые могли привлечь внимание и успокоить, помочь их первым движениям — всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской. По мере того как подрастал ребенок, игрушки изменялись и усложнялись. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Какой ребенок не знал каталку на палочке? Она оживала в движении: вертелись быстрые «меленки», крутились расписные чашки, ритмично стучали барабанчики. Каталка буквально завораживала, увлекала за собой и помогала ребенку делать первые шаги.
   Когда же у ребенка появлялись устойчивость и уверенность, можно было поиграть с другой каталкой — на веревочке. Чаще всего это был конь на колесах. Он покорно следовал воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы, превосходства и значимости. Так игрушка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно. Игровой набор крестьянских детей был небогат, но отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы — мячи, луки — тренировали в ребенке меткость и ловкость; волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки.
   В далеком прошлом с помощью игрушки в играх-упражнениях обучали крестьянских детей труду. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором очень скоро переходили в настоящий труд.
   Крестьянская игрушка отличалась большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре. Она требовала от ребенка живого участия. Чисто созерцательных игрушек не было. Погремушку трясли — тогда она звучала; каталку возили, и тогда она оживала; куклу одевали, и тогда она походила на человека. Никогда не доводилась игрушка до такой законченности, когда ребенку нечего было с ней делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее — творчества
   Часто дети стремились и сами делать игрушки. При этом ребенок познавал, открывал, импровизировал, учился работать, сближался с природой. С этого начинался и его художественный опыт. В результате такого детского творчества происходило развитие наблюдательности, внимания — тех качеств, которые пригодятся ребенку и будут большими помощниками в его дальнейшей жизни. Чтобы создать игрушку, ребенку необходимо было и умение выбирать наиболее типичные черты. А это основа очень важного качества — пытливости.
   Особенно важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. С ее помощью передавалось по наследству мастерство, а с ним и традиции нравственной культуры.
   Скромно и незамысловато выглядят «потешки» крестьянской детворы прошлых столетий. Кажется, чему могли научить топорные самоделки, примитивные куклы из тряпок и соломы, обычные глиняные свистульки? Оказывается, очень многому из того, что необходимо было знать и уметь будущему крестьянину, деревенскому жителю.
   Самодельные игрушки
   Они были наиболее распространенными в крестьянском быту. Их делали родители своим детям, старшие сестры и братья, сами дети для себя. Из любого материала могли смастерить хорошую игрушку. Использовали мох, шишки, бересту, прутья, лыко, мочало, кусочки материи, бусинки, черепки, камешки. И несмотря на занятость и тяжесть труда деревенских жителей, всегда находилась минутка на ребячью потеху. Ребенок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно — это побуждало его к труду, к творчеству — вот одно из главных достоинств самодельной крестьянской игрушки.
   С пяти-шести лет дети создавали самодельные игрушки, которые поражали своим разнообразием. Рано овладевали деревенские ребята инструментом (топором и ножом), быстро перенимали приемы работы с разными материалами. Порой детские самоделки были настолько совершенны, что их невозможно было отличить от изделий старших.
   Вот некоторые самодельные игрушки.
   Погремушки, побрякушки и тарахтушки. Обычай давать грудным детям эти игрушки существовал с давних пор. В России они делались из разного материала и были разнообразными по форме. Их мастерили в виде небольшого шарика, полого внутри, величиной с небольшое яблоко (а иногда в форме бубенчика или восьмиугольника) и укрепляли на деревянной ножке, а внутрь клали горох или мелкие камешки. Эти игрушки успокаивали ребенка при плаче, служили забавой для совсем маленьких детей.
   Фурччлки. Для устройства фурчалки брали тоненький кружок или продолговатую пластинку из дерева или кости с закругленными концами. Посредине такой пластинки проделывали две дырочки, в которые продевали две нитки, соединяя их на концах. После, этого закручивали нитки и на- чинали.,быстро дергать их обеими руками, то натягивая, то ослабляя. От этих движений происходило быстрое вращение пластинки и образовывался особый шум фурчания, откуда и название самой игрушки.
   Волчок (кубарь). Чаще делались выточенные из какого-нибудь крепкого дерева в виде вазы, небольшого шара, в середине пустого, с боковым отверстием и на ножке. Делалось толстое вставное дно, которое было тяжелее основной массы и не позволяло кубарю падать на бок во время вращения. При волчке была палочка, называемая ручкой или веретенцем. Перед игрою ножка волчка оборачивалась шнуром, который пропускался сквозь ручки. Когда за шнурок дергали, волчок начинал вращаться, производя звук, напоминающий завывание волков, отчего и произошло название игрушки.
   Плясуны (механическая, или самодействующая, игрушка). Из дерева вырезались два человечка, у которых руки и ноги слабо привязывались нитками. В шее человечка проходило отверстие, через него плясуны нанизывались на черный конский волос, который поддерживался в горизонтальном положении. Он то натягивался, то ослаблялся, отчего плясуны приходили в движение, то подпрыгивая, то подбрасывая руки и ноги.
   Бубен — круг, согнутый из обруча или лубка. Окружность круга увешивалась маленькими колокольчиками или бубенчиками, а середина его обшивалась натянутым и высушенным пузырем. При сотрясении бубна или ударе по натянутому пузырю получались бряцающие звуки.
   Дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Дети очень охотно и подолгу дабили заниматься с такими музыкальными инструментами. Все эти на-звания, по существу, составляли наименование почти одного и того же предмета. Наипростейшая дудка делалась из какого-либо растения, полого внутри. В стебле вырезали клапан или язычок, под который подклады- вали конский волос, чтобы клапан был немного приподнят.
   Если закрытый конец приложить к губам и дуть, то получался звук дудения. Чтобы тоны были разнообразными, делалось несколько отверстий, которые во время игры открывались и закрывались пальцами. Игроки сначала свистели робко, а потом начинали дуть сильнее и легче, перебирая пальцами на дудке. При хорошем слухе и терпении многие могли наигрывать правильные и разнообразные мелодии.
   Кукла. Это была наиболее распространенная игрушка. До семи-восьми лет все дети вместе играли в куклы. Но как только мальчик начинал носить порты, а девочка — юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
   Куклы делали из тряпок, дерева, лепили из глины, вертели из соломы. Куклой могло стать и березовое полено, завернутое в старую тряпку, и туго свернутый головной платок, и щепочка. Роль забавной развлекательной потешки выполняли соломенные стригунки, их делали везде, где растили хлеб. Ловко скручивали из пучка золотистой соломы, заплетали косицей руки. На забаву детям кукла плясала, прыгала, когда ставили ее на поднос и трясли его.
   Куклы из ткани шили матери, бабушки и обучали этому искусству девочек. Лет с пяти такую потешку могла делать любая девочка. Как только девочка начинала шить, она обшивала свою куклу нарядами из лоскутков, ненужных тряпочек.
   Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, поэтому часто на посиделки вместе с прялочкой девочки-подростки брали повозочку с куклами.
   Отношение у крестьян к игрушке было бережным. Их не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, лубяных коробах, в ларчиках. Они так и переходили в семье от одного ребенка к другому. Тряпичные куклы девочки брали с собою на жатву, ходили с ними в гости. А потом их клали им в приданое. В куклы дозволялось играть даже «молодухе», пришедшей после свадьбы в дом жениха. «Моя бабушка Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свекор строго всем домашним наказал не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в свои куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для ее детей», — вспоминала крестьянка Ярославской губернии1.Не перечесть всех игрушек-самоделок. Многие дети без конца мастерили из всего,- что им попадалось под руку, какую-нибудь игрушку. Исключительное значение самодельных игрушек состоит в том, что они не давали угаснуть духовным силам ребенка, способствовали созиданию творческой личности.
   Игрушек у детей было немного. Ограничение детей небольшим числом игрушек объясняется практическими и воспитательными целями. Малое количество игрушек должно было стимулировать детскую фантазию, стремление к изготовлению их самими детьми. Здесь же сказывались и народные представления о порядке, и умение обходиться малым числом вещей.
   С пяти-шести лет дети делали игрушки, подражая при этом взрослым. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и стрелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. В ход шли цветы, листья, плоды растений, из них свертывали куклы для «мелюзги», делали кукольную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое, стебли трав и кустарников срезали на дудки, брызгалки, свистушки. Одни поделки появлялись и тут же исчезали, другие жили долго.
   Поделки были и более сложными. И главным для ребенка был не конечный результат, а сам процесс самостоятельного труда.
   На каждое время года приходились свои особые забавы с игрушками. По весне, когда строили запруды, ставили мельницы. В марте закликали весну. Для этого детям выпекали из теста куликов и жаворонков. А дети мастерили птиц из тряпок и лепили их из глины. Летом дети низали бусы из красной рябины. На природе оживал весь игрушечный мир крестьянского ребенка: мячи, луки, волчки и др.
   Игрушечный промысел
   Развитие игрушечного производства в специальных кустарных промысловых центрах началось в XVI в.
   Изготовление детских игрушек являлось своеобразной отраслью народного творчества. Приемы их изготовления совершенствовались на протяжении веков вместе с ростом народной культуры. При этом всегда сохранялись и развивались особенности местных художественных традиций, которые и составили прочные основы национального производства игрушек.
   Художественные промыслы имеют древнюю историю. Сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек. Наиболее крупным из них считался Троице-Сергиев посад (недалеко от Москвы). Игрушки здесь начали изготавливать еще в XVI в.
   Ассортимент игрушек при большом разнообразии был очень устойчив. Преобладали фигурки барынь, гусар, модниц, франтов, мужиков, монахов, комплекты животных, птиц. В большом количестве вырезались ярко раскрашенные кони в упряжках — «тройки», «пары».
   Благодаря дешевизне и массовости выпуска эти игрушки пользовались огромным спросом среди всех слоев населения, были подлинно народными, проникали в самые отдаленные уголки России.
   В Вятской губернии кустари-крестьяне, вырабатывая хозяйственные изделия — сита, плетеные корзины, грабли, — делали их и в уменьшенном виде специально для детей как игрушки. Щепные и плетеные вятские игрушки отличались разнообразием, строгостью и четкостью форм, добротностью и тщательностью изготовления.
   Из глубокой языческой древности пришел в Вятку ритуальный обряд, посвященный празднику весны и божеству Яриле, с участием свистулек. Со временем он превратился в традиционную праздничную ярмарку «свистунья» (свистопляска), на которой продавали расписные и раззолоченные игрушки. Несколько дней в мае продолжалась вятская «свистунья», и в ее шумном веселье главным был традиционный свист в глиняные свистульки.
   Изготовление глиняных игрушек получило широкое распространение во многих районах России: в Московской, Тульской, Курской, Пензенской, Рязанской и других губерниях.
   Как в самодельной, так и в промысловой игрушке долго сохранялись традиционные темы и сюжеты. Образы медведя, оленя, коня были особенно любимыми.
   В крестьянской игрушке долгое время сохранялись отголоски древних языческих представлений И куклы, и другие игрушки имели особый смысл, кроме своей главной игровой роли. Так, погремушки и свистульки выполняли еще и обережную функцию — шумом и свистом отгоняли от ребенка злых духов. Кукла символизировала древнее представление о жен- щине-прародительнице. Не случайно и красные кони, птицы, медведи, бородатые козлы прожили такую долгую жизнь в народной игрушке, В основе стойкости этих образов лежит не только их близость к человеку, но и глубокая связь со славянской мифологией. Конь, слуга солнца, приносил на землю его благодать, птица «отпирала» весну и теплое лето, козел покровительствовал урожаю, медведь подавал земледельцу добрую силу — целый мир существовавших когда-то мифологических образов. Они воплощались в игрушках. Повсюду дети играли в куклы, всюду лепили свистульки — птиц, козлов, баранов, резали игрушечных коньков и красили часто в красный, или «солнечный», цвет.
   Со временем менялись жизнь и взгляды человека, изменялся и взгляд на игрушки. Сами же игрушки и их значение в жизни детей оказались постоянными.
   Игрушка была и оставалась одним, из тех веками проверенных средств, с помощью которых из поколения в поколение сохранялись и передавались представления о мире, человеке, животных.
   Игры крестьянских детей
   Народные игры — это традиционное средство педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные обычаи, представления о чести, смелости, мужестве. В игре стремились проявить силу, ловкость, выносливость, смекалку, выдумку, находчивость. Народные, игры передавали из поколения в поколение национальные особенности обычаев, своеобразие языка, но игры были не только развлечением. В играх с малых лет сначала путем подражания дети привыкали к тем обязанностям и ремеслам, которыми они будут заниматься, став взрослыми.
   Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевых, или подражательных, играх отражалась жизнь деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей. Дети увлеченно изображали трудовую жизнь крестьян, их повседневные заботы и радости. Так, например, в свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, искали укромное местечко и там строили шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в ней все так, как в настоящем дворе: ставили стряпуицую избу (кухню), горницу, сени, хлевы, сараи. Потом начиналась игра: «мужчины» уходили за дровами, пахать, косить, а «женщины» оставались дома стряпать, прясть пряжу, ткать холсты, нянчить детей.
   Часто в играх участвовали куклы, и в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Больше всего — свадьба, торжественный и красивый обряд. Девочки восьми — шестнадцати лет мастерски разыгрывали ее.
   На игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. Каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было 20 и больше: жених, невеста, родители, подруги невесты, сват... все, как в жизни. Сцена за сценой развертывались сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник... Кукле-невесте расплетали кудельную косу, и девочка в роли подруги голосила: «Не свет ли да рассветается...» А потом все участники игры пели хором: «Уж ты, Аксиньюшка...» После венчания кукле-невесте заплетали две косы и укладывали по-бабьи, сажали за стол, наконец, молодых оставляли вдвоем. Кукольная свадьба заканчивалась.
   В этих играх был необыкновенный зрелищный эффект. Дети повторяли все основные драматические и комедийные сцены и обряды с песнями и причитаниями. В роль входили серьезно, пели в полный голос, «гляже- ние» велось как положено, все учтиво слушали. Но при этом игра оставалась детской забавой. Детей увлекал сам процесс игры, ее ход, а не результат действия, как это бывает в жизни. Играющие по своему усмотрению сокращали или расширяли игру-обряд, вносили в нее новые ситуации, особо выделяли динамичные театрализованные моменты: долго и шумно катали кукол по избе, часто кланялись, предпочитали протяжным песням веселые, увлеченно танцевали. Игра была самобытной импровизацией виденного.
   Обычно дети принимали участие и в настоящих свадьбах. Известно, что детям полагалось снимать с невесты покрывало, расплетать косу, шествовать перед «свадебным поездом», не говоря уже о том, что зрителями они были всегда.
   Так же проигрывались в детских играх и другие обрядовые празднества деревни.
   Игра была для ребенка активным вхождением в обряд, приобщением к традиции. Игра вводила ребенка и в реальную жизнь взрослых людей. Многие игры детей поражают сходством с серьезными занятиями жизни: охотой, жатвой, посевом льна и пр. Точное воспроизведение быта и серьезных жизненных дел в их строгой последовательности путем многократного повторения игровых действий с малых лет прививало ребенку уважение к существующему порядку вещей, обычаям, учило его правилам поведения. Игра — это подготовка к настоящим действиям, жизни, труду.
   Подвижные игры. Игра — едва ли не самое древнее средство физического воспитания молодежи. Она всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает маленькому человеку освоить важные жизненные функции легко и быстро.
   Игры еще в глубокой древности занимали видное место в жизни детей. В старину было особенно много игр, отражавших языческий культ. Например, коляда, игры и празднества в честь Ярилы и др. В игровой ситуации дети приучались регулировать свое внимание, физические нагрузки, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать товарищам, т.е. дети приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни.
   Знакомясь в играх с природой, ребенок невольно изучал и ее особенности. Дети часто играли в животных. Эти игры полезны тем, что дети узнавали названия многих животных, их привычки, повадки.
   С помощью игры ребенок учился определять расстояния, тренировал глазомер, развивал свои чувства. Он приучался к объяснениям, образности, простоте, быстроте речи. В играх дети учились сочетать свое поведение с поведением других.
   В русских народных играх было много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождались неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
   Многие детские игры были небольшими театральными представлениями. Например, игра «Редька». К «матке» на колени садится другая девочка, к этой — третья и т.д. Водящая подходит и говорит: «Стук, стук у ворот!» — «Кого черт приволок?» — «Барин с печи упал, восьмерых котят задавил, редечки захотел». — «Дергай, дергай, да не из корню!» Водящая старается оттащить с места сидящую девочку и, поставив ее на ноги, уводит и сажает на определенное место, а сама идет снова к играющим. «Стук, стук у ворот» — снова начинает стучаться. «Кого черт приволок?» — «Барыня угорела, много сахара поела, брюхо заболело, редечки захотела...» — «Дергай, дергай, да не из корню!» — отвечают сидящие. Снова дергает, и когда остается один корень, т.е. одна «матка», то все играющие принимают участие в. игре. Прежде всего «матку» стаскивают с места, потом усаживают на длинную палку, которую все игроки несут с громким смехом и восклицаниями: «Корень выдернули, матку несем!»
   Протанцевав несколько сажен, опускают ее на землю. Игра заканчивается.
   Описание некоторых игр
   Дети очень любили игры с мячом. Он делался по-разному. У простонародья чаще всего из тряпок. Изготовляли и кожаные мячи. В северных губерниях мячи плелись из лыка. В Вятской и некоторых других губерниях они делались из овечьей шерсти.
   Снежные изображения. Зимой дети с удовольствием лепили из снега разные фигуры, делали крепости и пещеры. Затем на них нападали «враги» (часть детей). «Владельцы» (другая часть детей) защищали их, но «неприятель» брал крепость приступом и разрушал. Этим игра и закан- тавалась.
   Лошадка. Летом мальчики бегали по двое или по трое с веревками в убах, схватясь за руки, изображая лошадок. Ими правил «кучер», кото- <ыи хлопал плетью и кричал на них. Эта игра была одной из любимых у рестьянских детей. Едва ребенок начинал ходить, как он уже скакал на шее или возил истоптанный лапоть/ А когда начинал бегать, «впрягался» тройку или тележку.
   Иногда играли проще: садились верхом на палки и изображали, что едут на лошадях, крича: «Пошел! Иди!» В эту игру играли преимущественно мальчики.
   «Волк». Волк сидит на лугу. К нему подходят овцы — другие мальчики или девочки. «Позволь нам господин волк, поиграть на твоем зеленом лугу и пощипать травку». Волк позволяет. Тогда овцы подходят к нему, наклонившись к земле, начинают щипать травку, приговаривая: «Щиплю, щиплю ягодку, а серому волку грязи на лопате». При последних словах волк вскакивал, бежал за овцами и, поймав одну из них, сажал на место. Пойманная овца делалась волком, и игра продолжалась.
   «У медведя во бору». Один из играющих изображает медведя, а другие идут в бор за грибами и ягодами, припевая:
   У медведя во бору
   Грибы, ягоды беру!
   Медведь постыл,
   На пути застыл!
   При этих словах медведь, до сих пор как будто дремавший, тихо ворочается, потягивается и как будто неохотно идет на детей, которые бегут от нею. Медведь ловит кого-нибудь. Пойманный становится медведем, и игра продолжается.
   «Заря». Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Стих

   С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг.
   «Зайчик». Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая, как бы выскочить из круга; а хоровод ходит вокруг него, напевая:

Стих

   При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зш чик может прорваться. Зайчик припадает к земле, высматривает мест откуда выскочить, и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.
   «Утка и селезень». Играющие становятся в круг, в середину которс ставят утку, за кругом — селезня, который ловит утку. Стоящие в кругу поют:
   Селезень ловил утку,
   Молодой ловил серую.
   Поди, утица, домой,
   Поди, серая, домой!
   У тебя семеро детей,
   Восьмой селезень.
   «Коршун». Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит:
   Вокруг коршуна хожу,
   По три денежки ношу,
   По копеечке,
   По совелочке.
   Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Стих

   Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками. Игра заканчивается, когда поймано несколько цыплят.
   «Кузовок». Дети садятся играть, один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
   — Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «-ок», обмолвишься — отдашь залог.
   Дети по очереди говорят слова в рифму на «-ок»: «Я положу в кузовок клубок; а я платок; я замок; сучок; сапожок; башмачок; коробок; чулок; воротничок; сахарок; мешок; листок; лепесток; колобок» и т.д. По окончании разыгрываются залоги; покрывают корзинку, и один из детей спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?» Дети по очереди каждому залогу назначают выкуп. Например: скакать на одной ноге по комнате или в четырех углах дело прделать — в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.

 
< Пред.   След. >

загрузка...

Реклама
http://aimid.ru/konstruktor.html - лошадка качалка.
загрузка...