Электронная библиотека учебников
Главная arrow История педагогики (История образования и педагогической мысли) (Латышина Д.И.) arrow § 2. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре
Скачать учебники
Анатомия / Физиология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
БЖД
Бизнес-планирование
Биология
Биофизика
Биохимия
Бухгалтерский учёт
Бюджетная система
Военное дело
География
Делопроизводство
Демография
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История
История экономики
Коммерция
Культурология
Логика
Логистика
Макроэкономика
Маркетинг
Математика
Медицина
Менеджмент
Микроэкономика
Мировая экономика
Налогообложение
Организация производства
Отраслевая экономика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Реклама / Branding / PR
Социальная работа
Социология
Статистика
Страхование
Управленческий учёт
Физика
Философия
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансовый отчёт
Финансы / Кредит
Ценные бумаги
Экология
Эконометрика
Экономика (разное)
Экономика предприятия
Экономика регионов
Экономика труда
Экономический анализ
Этика / Эстетика


banner
§ 2. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре

§ 2. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре

   Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имеет особое значение в истории русской школы и просвещения. Это Воспитательное общество благородных девиц (или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России.
   В XVIII в. образование женщин часто ограничивалось элементарным обучением грамоте. Если в «высшем обществе» дочерей учили французскому языку, танцам и светским манерам, то девушки из менее богатых семей практически не получали никакого образования.
   В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан указ императрицы «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге». Каждый дворянин мог «дочерей своих в младенческих летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию».
   Так было основано Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре. Его уставом, составленным И.И. Бецким, был определен контингент в 200 воспитанниц. К каждому приему допускалось 50 девиц; прием производился раз в три года. Курс обучения длился с 6 до 18 лет, и родители обязаны были давать подписку, что ранее чем через 12 лет они не имеют права требовать дочь из учебного заведения и видеться с нею. Принимались в Воспитательное общество благородных девиц только дочери дворян не старше шести лет. Ученицы проходили программу обучения и воспитания в четыре этапа — четыре «возраста» (класса) по три года в каждом.
   Для задуманного учебно-воспитательного заведения благородных девиц решено было приспособить помещение Смольного Новодевичьего монастыря (на этом месте при Петре I был устроен смольный двор, где лежала смола для кораблей). Оно было заложено в 1748 г., строительство его было поручено знаменитому архитектору графу Растрелли. Смольный монастырь явился одним из наиболее совершенных созданий гениального архитектора.
   В 1764 г. после указа об учреждении в Смольном воспитательного заведения для благородных девиц началось приспособление здания монастыря для проживания и обучения воспитанниц. В монастырь были доставлены монахини, умеющие читать, петь, шить золотом, прясть и т.п. Они должны были исполнять различные административные дела, ходить за больными, петь на клиросе.
   Вскоре воспитательное заведение расширилось: по предложению Бецкого в 1765 г. было создано «особое училище для воспитания малолетних девиц недворянского происхождения», или училище для мещанских девиц. Образование здесь давалось в минимуме, большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию, изделия воспитанниц даже продавались.За плату 300 руб. в год впоследствии в состав воспитанниц стали зачисляться пансионерки.
   На содержание Воспитательного общества благородных девиц из государственной казны было предписано ассигновать ежегодно по 100 тыс. руб. — это значительная сумма. Кроме этого, периодически отпускались большие одноразовые суммы денег. Были сделаны и пожертвования различными лицами. В 1794 г. сумма ежегодных ассигнований из государственной казны возросла до 140,5 тыс. руб.

Расходы на воспитание (1764 г.)

Расходы на воспитание (1764 г.)

   Много денег отпускалось на учебные пособия и книги, но еще больше расходовалось на увеселения. Так, к примеру, в 1777 г. на один спектакль было выделено 1000 руб.
   Большие деньги уходили на содержание обслуживающего персонала. Вместе с воспитанницами и педагогами содержали служащих, духовенство, мастеров, прислугу, воинскую команду для охраны и пр. — всего было больше тысячи человек.
   Пища воспитанниц была простой и здоровой, состояла преимущественно из мяса и овощей, пили только молоко и воду, а чай, кофе, шоколад считались вредными для здоровья.
   Платья воспитанницам шили из шерстяной ткани, которую выписывали из Англии. Для каждого возраста — свой цвет; для 1-го — кофейный, 2- го — голубой, 3-го — серый, 4-го — белый. По воскресеньям и праздникам надевались платья тех же цветов, только шелковые. Кроме того, как благородным девицам, так и мещанкам выдавались шпильки, булавки, пудра, перчатки.
   Первый прием воспитанниц был проведен в 1764 г. Но родителей, пожелавших определить своих дочерей в Воспитательное общество, оказалось немного: они с предубеждением отнеслись к нему. Отпустить своих девиц решили только недостаточно обеспеченные дворяне. Лишь через полгода вакансии были укомплектованы. В числе принятых было 7 титулованных воспитанниц и много дочерей мелких чиновников и обедневших дворян.
   Последующие приемы происходили не без трудностей, однако постепенно число желающих отдать своих дочерей в Смольный институт возрастало.
   В уставе общества было сформулировано, в чем состоит «совершенное молодых девиц воспитание». Это «христианское благочестие, повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, благонравное поведение, чистое, к добру склонное сердце... приличная благородным особам скромность и великодушие».
   Во главе Воспитательного общества стояла начальница, назначаемая императрицей. Второй особой после нее была правительница.
   Помимо начальницы и правительницы были и другие должностные лица, которые назначались уже ими самими. Каждый класс в воспитательном заведении должен был находиться под наблюдением классной дамы — надзирательницы. Ее обязанности заключались в руководстве воспитанием девиц и содействии учительницам в деле обучения. Надзирательницы должны были непрестанно быть при воспитанницах, заботиться о «воспитании их характера», об их успехах, поведении, чистоте и учтивости, об одежде и белье воспитанниц, а также о том, «с благородной ли и приличной осанкой и опрятно ли кушают». Они по уставу должны были во всем поступать со своими воспитанницами с «крайним благоразумием, кротостью и веселостью, чтобы таким образом отвращать все то, что называется скукой, грустью и задумчивостью». Для этого им запрещалось показывать детям собственные домашние огорчения, предписывалось избегать наказаний, допуская лишь увещевания провинившимся, и в большинстве случаев наедине. Правда, были случаи, когда нераскаявшихся ставили на колени во время обеда, но редко.
   Кроме надзирательниц по уставу полагалось двенадцать учительниц. Они также с утра до ночи, неотлучно находясь при девицах, занимались помимо обучения еще и воспитанием учениц. Если же учительница не была компетентна в каких-либо науках, то для их преподавания определялись специальные мастера, в обязанности которых входило только лишь преподавание. Учителей иногда приглашали из-за границы, но императрица желала, чтобы воспитание и преподавание сосредоточивались в руках русских учительниц и наставниц, а не «иностранок, видевших в своем труде лишь средство для наживы». Характер преподавания не должен был быть сухим и педантичным, «который мог бы удручающе действовать на настроение девиц». Уроки скорее должны были быть беседами между учительницами и ученицами. Учительницы должны были следить, чтобы воспитанницы «не привыкли излишне важничать и унылый вид проявлять». Им также предписывалось в преподавании учитывать особенности характера и способности каждой ученицы.
   Образовательный процесс
   Воспитанницы в Воспитательном обществе благородных девиц, как было ранее сказано, делились на четыре возраста, которые отличались и содержанием образования:
   Возраст от 6 до 9 лет
   Учение:
   1. Закон Божий и катехизис.
   2. Все части воспитания и благонравия.
   3. Российский язык.
   4. Иностранные языки.
   5. Арифметика.
   6. Рисование.
   7. Танцевание.
   8. Музыка вокальная и инструментальная.
   9. Шитье и вязание всякого рода.
   Возраст от 9 до 12 лет
   Учение:
   Продолжение всего прежнего.
   1. География.
   2. История.
   3. Некоторая часть экономии, или домостроительства.
   Возраст от 12 до 15 лет
   Учение:
   Продолжение всего прежнего. При этом:
   1. Словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг.
   2. Часть архитектуры и геральдики.
   3. Зачинают действительно вступать в экономию по очереди.
   Возраст от 15 до 18 лет
   Учение:
   1. Закон Божий.
   2. Все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости.
   3. Повторение всего прежнего, в чем совершенного знания еще не имеют.
   4. Во все части экономии действительно вступают по очереди.
   Обучение воспитанниц грамоте возлагалось на монахинь. Устраивая в помещении, предназначавшемся для монастыря, учебно-воспитательное заведение, Екатерина II не желала нарушать волю Елизаветы Петровны. Поэтому она решила сочетать два начала, учредив в Смольном общину монахинь во главе с игуменьей, но выбрав таких монахинь, которые были бы полезны в учебно-воспитательном процессе. Отбор монахинь из различных российских монастырей шел по умениям в грамоте, письме, пении, шитье золотом, вязании и шитье. Помимо обучения грамоте на одних монахинь возлагались некоторые административные должности, на других — обязанность петь на клиросе, на третьих — ухаживать за больными воспитанницами.
   Всему педагогическому персоналу дополнительно изданной инструкцией полагалось подходить с крайней осторожностью к воспитанницам, делать все, чтобы девочки ничего никогда не видели и не слышали такого, что могло бы произвести на них плохое впечатление, относиться к ним снисходительно, «возбуждать в них веселые мысли и разрешать разные непорочные забавы; избегать всякого принуждения и строгости; не разжигать дух соперничества».
   Программа предполагала предоставить благородным девицам приличное воспитание и способствовать разностороннему их развитию.
   На первом плане стояло религиозное воспитание; далее шло нравственное, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»: кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия. Важной частью было физическое воспитание — соблюдение личной гигиены, прогулки на свежем воздухе, здоровая пища.
   Экономии в курсе отводилось особое место. Даже обучение арифметике должно было производиться только для содержания в будущем в порядке домашней экономии. Воспитанницы в 12—15 лет должны были сочинять счета дневным расходам, вязать, шить себе платье. В старшем возрасте — вести ежедневную запись всех расходов, договариваться с поставщиками о припасах, определять цену каждому товару и т.п.
   Уставом предусматривалось развитие педагогических способностей девиц: старшие воспитанницы должны были заниматься по нескольку часов с младшими, чтобы могли впоследствии, став матерями, обучать своих детей.
   В свободное от занятий время воспитанницам рекомендовалось чтение книг исторического характера и нравоучительных историй, главным образом на французском языке. В Воспитательном обществе особенно ценились знания языков, музыка, игра на арфе, пение, лепные работы, рисование, вышивание, черчение географических карт.
   Для проверки успехов и прилежания предписывалось устраивать экзамены. Большое внимание уделялось экзаменам в старших классах. Они проводились в присутствии членов Совета, начальницы, надзирательниц и учительниц, а рисунки оценивались в присутствии профессоров Академии художеств. Отличившиеся хорошими знаниями ученицы третьего и четвертого возрастов награждались.
   Начальнице уставом рекомендовалось как можно чаще приглашать к себе лучших воспитанниц «для беседы и непосредственного руководства ими». В этом случае девицы приглашались к столу начальницы во время обеда, что считалось и мерой их поощрения, и ценным образовательным и воспитательным средством. Кроме начальницы за столом ее обычно сидели две воспитательницы и учительницы. Девицы учились вести себя в обществе, светским манерам. Окружающее .воспитанниц общество, согласно Уставу, должно было быть избранным, прекрасно воспитанным и образованным. Разговор и переписка велись преимущественно на французском языке, господствовавшем при Дворе и в высшем обществе.
   В уставе Смольного общества было записано, что девицы вверены госпоже начальнице «яко драгоценный для нее, для государства и отечества залог». Учителя и наставники обязаны помнить, что душа ребенка хрупка, ранима и потому требует величайшей осторожности. Если педагог вынужден быть строгим, он должен действовать с величайшей осмотрительностью, согласовывать свое поведние с возрастом и развитием ребенка... из всех нравственно-педагогических предпосылок вытекает категорическое — не раз предписанное, повторенное — запрещение телесных наказаний. Наказание должно строго соответствовать проступку и ни в коем случае не быть результатом раздражения, что встречается в практике дурных педагогов.
   Повседневная жизнь воспитанниц
   Она отличалась большой простотой и была сообразована с требованиями гигиены и педагогики. Очень тщательно заботились о чистоте в помещениях, их проветривании, умеренном отоплении. Постели были не слишком мягкие, чтобы не приучать девочек к излишней изнеженности («всякая излишняя нега из сего Общества вовсе изгнана быть долженствует»). Время сна было определено сообразно педагогическим и медицинским взглядам того времени: 9 часов для первого возраста, 8 часов — для второго, 7 — для третьего и 6 — для четвертою. Вставали воспитанницы рано. Надзирательницы тщательно следили за чистотой и аккуратностью учениц, и поэтому много времени уделялось умыванию.
   В целях воспитания христианского чувства у воспитанниц было положено устраивать «стол для нищих женского пола». Воспитанницы здесь, независимо от происхождения, должны были им прислуживать в знак человеколюбия к ближнему и благодеяния к бедным. По окончании такого обеда девочки раздавали бедным мелкие серебряные монеты и по нескольку аршин холста. (Обеды устраивались 21 апреля — в день рождения императрицы и 21 сентября — в день рождения наследника престола.)
   Религиозному воспитанию уделялось огромное внимание. Ежедневно утром и вечером должны были совершаться молитвы. В воскресные и праздничные дни воспитанницы обязаны были посещать церковную службу. А надзирательницы в это время смотрели, чтобы девицы во время службы не разговаривали между собой и стояли «со страхом и должным благочинием». За малейшую провинность во время молитвы предписывалось строгое взыскание, чтобы «стыд служил воздержанию других от подобных поступков».
   После утренней молитвы воспитанницы принимались за занятия. Уроки обычно шли с 7 до 11 ис 14 до 16 часов. Занятия науками чередовались с физическими упражнениями и прогулками воспитанниц на свежем воздухе в саду, в котором были устроены фонтаны и пруды, один для купания летом, два других — для украшения сада.
   Празднества и развлечения
   Для смолянок предусматривались и развлечения. Это было катание в придворных экипажах по улицам Санкт-Петербурга, прогулки на шлюпках, в Смольном устраивали спектакли с участием французских и русских артистов. Раз в неделю, по воскресеньям, воспитанницы танцевали друг с другом в присутствии публики и родителей, от которых их отделяла двойная балюстрада. Смольный посещали как иноземные царственные гости, как и отечественные. Часто бывала здесь Екатерина II, а цесаревич Павел бывал с самого раннего детства в Воспитательном обществе.
   Бецкой часто устраивал воспитанницам веселые праздники, прогулки в Летний сад, поездки в Царское Село. Особенно торжественно отмечалось окончание учебного года, совпадавшее с днем рождения императрицы. На это празднество приглашался весь императорский двор, иностранные послы, знатные дворяне, высшие военные и гражданские чины.
   В большом зале Общества воспитанницы показывали свое искусство в музыке, пении, танцах. После этого здесь же в присутствии приглашенных лиц начиналось торжественное заседание Совета. Избранные воспитанницы по очереди подходили к столу членов Совета и произносили на русском, французском, немецком и итальянском языках речи, в которых от имени своих классов выражали благодарность за образование и воспитание, даваемые им. В заключение объявлялись списки отличившихся воспитанниц в течение учебного года и происходила выдача им почетных наград.
   С 1773 г. начали устраивать прогулки воспитанниц по городу в присутствии И.И. Бецкого, начальницы и надзирательниц и катание на нарядных шлюпках по Неве до Зимнего дворца. Там они выходили и шли в Эрмитаж, проходили по помещениям и картинной галерее, а потом шли в Летний сад. Воспитанницы, гуляя по саду, осматривали его достопримечательности, заходили в грот, обсуждали мраморные скульптуры. Затем все шли во дворец и, осмотрев покои Ее Императорского Величества, возвращались к пристани, садились в шлюпки и плыли уже в Смольный.
   Воспитанницы бывали также на спектаклях в Эрмитажном театре, иногда сами принимали в них участие; присутствовали на придворных маскарадах, обедали за Высочайшим столом, в присутствии императрицы посещали Царское Село, Петергоф, осматривали их достопримечательности. Воспитанницы бывали иногда на вечерах у Бецкого и других высокопоставленных лиц, куда в числе гостей приглашались и кадеты. После танцев устраивался ужин, во время которого воспитанницы старшего возраста выступали в роли хозяек и заботились о гостях. В свою очередь и кадеты устраивали для девиц балы и другие празднества. Кроме того, в программе учебного заведения была постановка театральных пьес, преимущественно французских, для чего имелась особая круглая комната, изящно расписанная. Парадные спектакли устраивались в большом зале Общества, на специальной сцене. Вскоре в Смольном был построен постоянный театр с двойным освещением, партером, амфитеатром, ложами. Иногда же представления устраивались в саду. Для спектаклей заказывали специальные театральные костюмы из придворного театра. Императрица любила эти театральные вечера, поэтому спектакли давались довольно часто.
   Выпуск воспитанниц из Воспитательного общества
   По окончании 12-летнего пребывания девушки «могли быть выпускаемы в замужество за достойных по их состоянию женихов». При приеме каждой девущки вносилось по 50 рублей в банк, а при выпуске вся эта сумма с наросшими за 12 лет процентами делилась поровну между выпускницами и отдавалась им в приданое. Кроме того, все сделанные девушкой за время пребывания в институте вещи продавались, а деньги вносились на ее счет. Те девицы, которые хотели остаться, могли служить в институте. Ну а те, у которых не было женихов и которые не хотели служить, могли оставаться в Смольном еще 3 года, получая только «покой, дрова и свечи» и довольствуясь платой от продажи собственных трудов.
   В 1776 г. состоялся первый выпуск. Из благородных воспитанниц пятерых Екатерина II взяла ко двору фрейлинами. Большинство выпускниц были взяты родителями или родственниками. Тех, кого родители не могли взять по бедности, и сирот оставили в Смольном.
   Из мещанок четыре были взяты ко двору в качестве камер-юнкерш, остальных или отправили родным, или оставили жить на средства от пожертвования при Смольном монастыре.
   Реформы Воспитательного общества благородных девиц
   В 1783 г. была создана специальная комиссия, которая провела проверку и выявила много недостатков в деятельности Общества благородных девиц. Было, например, установлено плохое знание воспитанницами русского языка. Результатом проверки стала разработка реформы института. Предполагалось усилить внимание к русскому языку; тщательно подобрать педагогический персонал; подготовить специальные учебные книги, а также руководства и пособия по преподаванию отдельных предметов; улучшить обучение домоводству и т.п.
   Но намеченные планы осуществлены не были. Главной причиной недостатков являлась изоляция школы от окружающей среды. Несмотря на устраиваемые «выходы в свет», Смольный институт был заведением типично закрытого типа. Выйдя из него, девицы были совершенно незнакомы с жизнью, что породило немало анекдотов о них.
   Несмотря на все это, воспитание в нем было намного лучше того, которое получали девицы в частных домах и пансионах. Оно было ориентировано на развитие девушек, на воспитание нравственности. Общие оценки личных качеств выпускниц Воспитательного общества этого периода были положительны: они умели читать и переводить книги, учить своих детей, старались помогать крестьянам, лечили их, обучали их детей. Наконец, это было первое женское учебное заведение в России, и опыт его пригодился следующим поколениям педагогов.
   Его выпускницы во многом способствовали просвещению русского общества, именно они, создавая семьи и воспитывая своих детей или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, сумели привить им любовь к культуре, книге, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц стало тем зерном, из которого выросли впоследствии не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России.

 
< Пред.   След. >

загрузка...

Реклама
загрузка...