Электронная библиотека учебников
Главная arrow История педагогики (История образования и педагогической мысли) (Латышина Д.И.) arrow § 2. Педагогическая теория В.А. Сухомлинского
Скачать учебники
Анатомия / Физиология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
БЖД
Бизнес-планирование
Биология
Биофизика
Биохимия
Бухгалтерский учёт
Бюджетная система
Военное дело
География
Делопроизводство
Демография
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История
История экономики
Коммерция
Культурология
Логика
Логистика
Макроэкономика
Маркетинг
Математика
Медицина
Менеджмент
Микроэкономика
Мировая экономика
Налогообложение
Организация производства
Отраслевая экономика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Реклама / Branding / PR
Социальная работа
Социология
Статистика
Страхование
Управленческий учёт
Физика
Философия
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансовый отчёт
Финансы / Кредит
Ценные бумаги
Экология
Эконометрика
Экономика (разное)
Экономика предприятия
Экономика регионов
Экономика труда
Экономический анализ
Этика / Эстетика


banner
§ 2. Педагогическая теория В.А. Сухомлинского

§ 2. Педагогическая теория В.А. Сухомлинского

   Учение школьника. Сухомлинский убежден, что духовную полноту и насыщенность жизни могут дать только широкое, разностороннее образование, активное стремление к знанию, радости знания, Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.
   «Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание — лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков — учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте», — писал Сухомлинский.
   Возникающее у детей нежелание учиться происходит от непосильности учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегрузки. Огромный поток информации, обрушивающийся на ученика на уроках и вне школы, не только развивает, но нередко подавляет детский ум. Сухомлинский это очень остро чувствовал и не преставал писать о том, какими последствиями грозит перегрузка и связанное с ней преждевременное прерывание детскости. Разумному режиму дня, посильной умственной нагрузке в чередовании с физической он всегда придавал первостепенное знчение. Именно это больше всего поражало при знакомстве с его школой: у Сухомлинского дети как дети. Он не только не глушил, не сокращал, но наоборот, раздвигал, удлинял, всячески продлевал детскость. Возможно, в этом состоит одна из наибольших его заслуг.
   Но перегрузка — это не только объем материала. «Перегрузка получается там, где умственный труд имеет односторонний характер: ученик только заучивает», от него требуется не размышление, догадка, а лишь запоминание учебного материала. Поэтому «устранение перегрузки зависит не от механического уменьшения круга знаний, предусмотренных программой, а от содержания, характера интеллектуальной жизни ученика». Важен не объем материала, а его качество, установка не на зубрежку, а на поиск ответа на вопрос. «Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени», главная беда школы.
   Мышление ученика развивается тогда, когда у него появляется потребность ответить на вопрос, и вызвать ее — самое трудное дело и наиболее верный показатель педагогического мастерства.
   Нелепо стремиться на занятии к тому, чтобы умственное напряжение держало ученика весь урок. Есть учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке «обстановку постоянного умственного напряжения» детей. Чаще всего это достигается внешними факторами, играющими роль узды, удерживающей внимание ребенка: частыми напоминаниями (слушай внимательно), резким переходом от одного вида работы к другому, проверкой знаний сразу же после объяснения (точнее, угрозой поставить двойку, если ученик не слушает то, что он рассказывает), заданием сразу же после уяснения какого-нибудь теоретического положения выполнить практическую работу...
   Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжать из детей все, на что они способны. После таких «эффективных» уроков ребенок уходит домой уставший. Он легко раздражается и возбуждается. Ему отдыхать да отдыхать, а у него домашние задания, и от одного взгляда на сумку с книгами и тетрадями детям становится тошно.
   Перегрузка ученика — следствие и недостаточного мастерства педагога. Учитель забывает о том, что учение — это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда во многом определяется теми отношениями, которые складываются между ним и учащимися. Единственным источником, питающим огонек пытливости, является радость успеха и его-то и следует постепенно поддерживать. Спокойная обстановка целенаправленного труда, без спешки и рывков, отсутствие раздражительности, ровные, товарищеские взаимоотношения создают душевное равновесие, без которого невозможно работать в школе.
   «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество ученика. Научить ученика думать — самая важная задача учителя.
   Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его труда. Кажется простое дело — оценка. Но нередко можно наблюдать «психоз погони» учителя и родителей за отличными оценками, тогда несчастный ребенок, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником.
   «Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский.
   Мудрость педагога заключается в том, чтобы не допустить потери ребенком веры в себя, не позволить ему потерять свое достоинство.
   «Система, в основе которой лежит оценка только положительных результатов умственного труда, постепенно внедрялась в работу всех учителей начальных, средних и старших классов. У учителя может возникнуть вопрос: а как же быть в конце четверти или учебного года, если окажется, что у учащегося нет оценки по какому-нибудь предмету? В том-то и дело, что отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ученика утверждается мысль: если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился как следует. Поэтому у нас почти не бывало таких случаев, чтобы к концу учебного года ученик не имел оценок. За четыре года я 6 раз не поставил детям оценки в конце четверти. Родители знают: если у сына или дочери в дневнике нет оценок — значит, не все благополучно. Знают они и то, что отсутствие оценок — это не вина ребенка, а его беда. А в беде надо помогать. И мы совместно помогаем ученику. Я убедил родителей, чтобы они никогда не требовали от детей самых высоких оценок, не рассматривали удовлетворительную оценку как показатель лени, нерадивости, недостаточного усердия».
   Как сделать учение радостным, превратить школу в дом радости — это одна из главных проблем образования. Одним из условий появления такой школы является собственное творчество ребенка, которое было в Павлыше поразительным.
   Асти должны жить в мире творчества. Втискивая в головы детей готовые истины, обобщения, утверждает Сухомлинский, учитель подчас не дает ученикам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без этого он, по выражению Сухомлинского, — «засушенный цветок».
   Уникальным был своеобразный эксперимент Сухомлинского — «Павлышские сказки». Детские сказки составили 45 рукописных томов, в них помещено несколько тысяч лучших сказок, сочиненных детьми.
   Учительница младших классов рассказывает, как все начиналось. Как- то после уроков Василий Александрович пригласил к себе группу учителей и прочитал им несколько собственных сказок. Всем они понравились. Тогда он предложил десятка два тем и уговорил каждого попробовать свои силы в этом виде художественного творчества. Это оказалось трудной задачей, получилось не сразу. И только затем начали обучать этому детей, разработав многоступенчатую систему подготовки школьников к созданию собственных сказок.
   Первый этап — «это уроки мышления среди природы». Они проводились во внеурочное время в школьной усадьбе или в лесу, в поле или на берегу пруда. Познавательная часть чередовалась с игровой. Цель урока — знакомить детей с окружающей действительностью, с явлениями природы, с животными и растительным миром — ученики обязаны знать название всех деревьев и цветов, растущих вокруг школы. Примерные темы уроков: «Живое и неживое в природе», «Солнце — источник жизни», «Что случилось бы, если бы человек перестал трудиться», «Что общего между молоком и солнцем» и т.д. Одновременно учитель знакомил детей со сказками, используя рисунки, кукольный театр.
   А это рассказывает Василий Александрович.
   — Вот, например, проводим урок среди природы с учениками второго класса. Мы идем в парк, видим там большие деревья, скажем акации. И видим, как порхают майские жуки. И вот я говорю детям:
   — Дети, вот это жук. Вот он летит, а вот какая-то большая колючка. Представьте себе, что жук налетел на колючку, сильно укололся, ранил себя и, раненый, упал на землю. Его увидели товарищи, другие жуки, бросились к нему. Ну а дальше что, дети?
   Вот тут-то и разыгрывается фантазия детей. Они говорят:
   — Сразу же перевязали ему раны...
   — Потом приехала санитарная машина, и его отвезли в больницу.
   — Там сделали ему хорошую перевязку.
   — И переливание крови сделали...
   И кто-то добавляет:
   — Потом прилетели совсем маленькие жучки — это сыновья, они хотели навестить отца в больнице...
   Вот так и складывается основа сказки. Важно дать толчок, т.е. одухотворить ребенка, тогда он сам охотно будет сочинять.
   Затем идут первые ученические пробы. Одну сказку иной ребенок «творит» в течение двух-трех месяцев. Постепенно накапливаются знания, развивается творческое мышление, обогащается словарный запас ребенка, он привыкает правильно строить предложения, дети уже свободно пользуются прямой речью.
   Не будь этой постоянной творческой работы по созданию сказок, речь многих детей оставалась бы сбивчивой, мышление хаотичным. Учителя предположить не могут, насколько неиссякаема детская фантазия в мире сказок, как велико ее влияние на душу, на речь ребенка, замечает Сухом- линский.
   Познакомимся с некоторыми сказками учеников начальных классов Павлышской школы. Детское творчество служит показателем работы педагога и, знакомясь с ним, можно увидеть не только достижения ученика, но и результаты усилий учителя.
   Заяц и морковка
   Захотелось Зайцу, чтобы его все боялись. Пошел Заяц к Кузнецу и говорит: «Вставь мне волчьи зубы». Вставил Кузнец Зайцу волчьи зубы.
   Пошел Заяц в поле с волчьими зубами. Встретился ему Козел. А Заяц щелкнул зубами и говорит:
   — Я тебя съем.
   Заяц думал, что Козел испугался. А Козел и не испугался.
   — Хорошо, ты меня съешь, — ответил Козел. — Но отпусти меня, пожалуйста, в огород, я доем морковку.
   — Где? Где морковка? — закричал Заяц. — Веди меня к морковке!
   Повел Козел Зайца к морковке. Они ели вдвоем, Заяц и забыл, что у
   него волчьи зубы.
   Ученица 2 класса Наталья Малолстхо
   Что куют кузнечики
   На высоком степном кургане с утра до поздней ночи куют кузнечики. У них здесь большая кузница. На большом листке крапивы устроили они себе наковальню. Берут полосу железа, меди, стали, кладут на наковальню и бьют молоточками. А что ж они куют?
   А вот что: латы, шлемы, рога жукам. Со всей степи прилетают в кузницу рогатые жуки. Просят кузнечиков:
   — Сделайте доспехи.
   Кузнечики никому не отказывают.
   Прочные доспехи жуков — все это работа кузнечиков.
   Ученица 3 класса Людмила Лысенко
   Четырехлетний процесс создания сказок завершался праздником. В присутствии гостей, родителей каждый ученик читал свою лучшую сказку. Здесь же директор школы вручал каждому книгу с дарственной надписью — за лучшую сказку.
   В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия. Ребята в этойшколе постоянно строили и мастерили: станки, движущиеся модели, микролитражный автомобиль, приборы для физического кабинета, радиоприемники. Вообще многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному. Так, например, он рекомендует давать детям опытный участок не с плодородной почвой, где они смогут вырастить хороший урожай, а со скудной землей; тогда появляется необходимость в книгах, в теории, в эксперименте. Тогда и развивается старательность, усердие, укрепляется характер — все это отразится и на учении в школе.
   Процесс учения для детей — это и процесс самообразования и самовоспитания. «Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и самом себе», — считал Сухомлинский. Как сделать, чтобы ученика привлекали не только магнитофон, кино и танцы, но и умные книги?
   В школе Сухомлинского была создана «Комната мысли», где собраны «самые умные» книги. Она располагалась в тихом уголке школьного сада. Здесь учитель читал детям стихотворения, и у них возникало желание выучить их и самим, в результате школьники знали их много. В «Уголке мечты» читали «с продолжением» — любимый вид чтения для подростков. Несколько недель читали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Малахитовую шкатулку» Бажова и другие книги. Среди подростков появилось много поэтов, это стало возможным потому, что педагог открыл перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова.
   Сухомлинский, преподававший литературу в школе, пишет о том, что она изучается совсем не для того, чтобы через несколько лет бывший школьник смог повторить то, что заучил. «Конечной целью изучения литературы является становление внутреннего мира человека — морали, культуры, красоты. Когда я видел, что подросток взволнован, потрясен художественным образом, когда, слушая произведение, он задумывается над собственной судьбой, — для меня это было несравненно важнее, чем то, что он дал точный ответ. Возможно, это в какой-то мере преувеличение. Но эта мысль не дает мне покоя уже тридцать лет: ставить вопрос ученикам после чтения художественного произведения иногда так же неуместно, как после слушания музыкального произведения предлагать рассказать содержание прослушанного». Человек, который любит Пушкина и Гейне, человек, которому хочется красиво сказать о красоте, для которого понятие о красоте выражается в уважении человеческого достоинства, — такой человек не может стать циником, убеждает читателей В.А. Сухомлинский.
   Таким образом, сделать процесс учения для ученика радостным, а не изнурительно-тяжелым можно, если:
   — ученик будет изучать факты, делать из них самостоятельные выводы, совершать «открытия», а не заучивать обобщения из учебника;
   — ученик будет находиться в постоянном поиске и творчестве;
   — обучение будет побуждать ребенка заниматься самообразованием;
   — ученика и учителя связывают доверительные, деловые и спокойные отношения;
   — оценка не угнетает ученика.
   Подлинная школа — это царство деятельной мысли, в которой ученик испытывает радость успеха и приобретает любовь к тяжелому умственному труду.
   Нравственное развитие школьников
   Нравственный идеал в понимании Сухомлинского включает в себя такие черты личности:
   — умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца; это можно выразить и иначе — как «понимание и переживание цели, смысла жизни»;
   — гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
   — богатство духовного мира, интересов и потребностей;
   — потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
   — чувство человеческого достоинства — уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения окружающими, стремление к нравственному совершенству;
   — любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений;
   — открытость сердца радостям и горестям других людей.
   Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая человеческая личность. И, наконец, считает Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым.
   В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств; детство и отрочество должны стать школой доброты, человечности, чуткости. «Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека — так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой».
   Уже в детские годы ребенка педагогу нужно добиваться того, чтобы воспитанника волновали гражданские мысли, чувства, тревоги, у него вырабатывалось чувство гражданской ответственности — это тоже одна из граней нравственного воспитания.
   Как добиваться решения задач нравственного роста и развития ребенка? Сухомлинский пишет: «От того, насколько широка сфера духовной жизни воспитанников, зависит действенность двух основных методов нравственного воспитания — убеждения и практического приучения. Мастерство нравственного воспитания... заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали прежде всего его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся также в процессе активной деятельности. Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке. Мы побуждаем воспитанников к поступкам, которые имеют ярко выраженный высоконравственный характер. Этот метод нравственного воспитания мы называем побуждением к активному проявлению мысли и чувства».
   Педагог не может не думать об ученике как о человеке, который привыкает поступать в соответствии с требованиями морали. «...Программа моральных привычек, выработанных в Павлышской школе, включала в себя такие привычки: доводить начатое дело до конца; выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо; никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей; помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие»; согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний; никогда не допускать, чтобы, удовлетворяя мои желания, родители в чем-то ограничивали себя или создавали для себя трудности; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей, не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль; не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать».
   Выработку нравственности с самого начала школьной жизни ребенка нужно начинать с близкого и дорогого ему.
   Самое святое и прекрасное в жизни человека — это его мама. «Любите маму», — говорит учитель и сразу становится ближе к ребенку. Сухомлинский обращает на эту сторону деятельности педагогов особое внимание. «Очень важно, чтобы дети чувствовали нравственную красоту труда, который приносит радость матери. Постепенно у нас в коллективе родилась и утвердилась прекрасная традиция — осенью, когда земля и труд дают человеку щедрые дары, мы стали отмечать осенний праздник матери. Каждый ученик приносил матери в этот день то, что создал своим трудом, о чем мечтал целое лето, а то и несколько лет: яблоки, цветы, колосья пшеницы, выращенные на крохотном участке (у каждого ребенка на приусадебном участке родителей был уголок любимого труда)». «Берегите своих матерей» — такой стенд встречал детей сразу при входе в школу. Такой же другой стенд напоминал и матери о том, что она главный педагог. Так возникало единение школы и семьи.
   Важным средством нравственного воспитания служит слово. Сухомлинский разработал методику нравственного воспитания, в которой выделил разделы: любовь к Родине, гражданственность; отношение к людям и долг перед ними; отношение к родителям и близким; понимание добра и др. Уже сам перечень проблем свидетельствует о тех направлениях, в которых необходимо работать педагогу.
   Темы бесед, которые предлагает Сухомлинский учителю, а через него — ученикам, включают самые животрепещущие вопросы, актуальные во все времена. Иметь чистую совесть; педагогу — оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и тд. С Сухомлинским в советской педагогике появляются слова, прежде ей неведомые: «искупление», «счастье бытия», «мольба».
   В своих книгах он размышляет о духовной готовности человека принадлежать другому человеку, быть его любимым существом; о могучей силе соучастия; о горе, страдании, отчаянии, смятении; о смерти и бессмертии; о сокровенном и неприкосновенном в человеческих отношениях; о необходимости недомолвок; о странностях человека («Человек — сложнейший мир; в нем может быть не только доброе или злое... но и странное, трудно постижимое»). То есть Сухомлинский раскрывает и исследует тонкости человеческой души, без наличия которых педагогу трудно рассчитывать на успех в воспитании.
   Но нравственное развитие ребенка не изолированная задача, которую можно решить как-то особо, только педагогическими методами. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом».
   Каждое из занятий ребенка: учение, труд, игра, чтение, праздник — оставляет свой отпечаток в его душе и, в конце концов, определяет его жизненную устремленность, поведение среди людей.
   В Павлышской школе каждый учебный год начинался праздником «Первого хлеба», который проводили дети, перешедшие из начальных классов в средние, как праздник прощания с детством и вступления в пору Отрочества. Еще осенью они сеяли пшеницу на своем опытном участке, ухаживали за зелеными всходами, завозили зимой на санках снег, чтобы побольше было влаги, жали спелые стебли, молотили на маленькой молотилке колосья, на местной мельнице меняли янтарные литые зерна на муку. И с помощью матерей, бабушек, сестер они пекли большие караваи хлеба и вкусные пироги.
   Хлеб, выращенный руками детей, ложился на праздничные столы рядом с яблоками, грушами, виноградом, сливами, медом — все из школьного сада, выращено самими детьми. И за столы, вынесенные на школьный двор, усаживались гости — родители, учителя, директор школы и сами хозяева праздника — четвероклассники, счастливые от сознания, что они угощают старших плодами своего урожая. И были песни, стихи и сказки.
   Так возвышался труд человека и рождались щедрость души, нравственный порыв, направленный к людям.
   Приводимые выдержки из отдельных работ Сухомлинского позволяют понять, каким он видел учителя и с какими педагогами работал.
   Что значит хороший учитель? Это, во-первых, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком.
   Хороший учитель — это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее новейшие открытия и достижения. Гордостью школы становится учитель, который к тому же обладает способностью к самостоятельному исследованию. Глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки — все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу изучаемого предмета и самого учения. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель своих учеников.
   Хороший учитель — это, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.
   Хороший учитель — это, в-четвертых, человек владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела... в хорошей школе у каждого учителя есть какая-нибудь трудовая страсть.
   Учитель готовится к уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа профессии и технологии педагогического труда: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
   Стать хорошим учителем можно, являясь хорошим воспитателем, так как без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура и все знания педагога являются мертвым багажом.
   Воспитывать только на уроках невозможно, считает Сухомлинский. Воспитатель должен встречаться с учениками и вне класса. Поход и школьный вечер — вот обычные нечастые контакты учителя и ученика. В Павлыше это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и ученика. Урок не может ограничиваться только передачей знания, он призван развивать особенный интерес к чему-то. Ученик должен найти свой интерес и во внеклассной работе, чтобы у него разгорелся огонек духовной деятельности, укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие запретов и наказаний, не станет, например, списывать контрольную у товарища. Надо развить у ребенка чувство гордости и достоинства, разбудить в нем совесть. А для этого надо привести ребенка в комнату сказок, в музыкальную комнату, в библиотеку, в мастерскую, на опытную делянку...
   И главное, надо дать ребенку прекрасных воспитателей.
   «Я всегда стремился убедить учителей в том, что, если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор с тобой — только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты». И, конечно, без любви учителя к детям не может быть успешной его деятельности. А «научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него».
   В школе Сухомлинского и были такие хорошие учителя, он вырастил и воспитал их из обычных педагогов. Он, как директор школы, посещал до 400 уроков учителей в учебном году. При этом была целая система работы: если он шел на урок, то потом смотрел еще 10—15 уроков подряд и разбирал сначала каждый урок, потом всю «систему уроков» вместе. Если приходил молодой учитель, составлял для него задания, давал ему одному собственные открытые уроки, готовясь к ним так же, как если бы он ждал сорок учителей, и делал это не год, не два, не три, а в течение шести — восьми лет. Если Сухомлинский брался руководить научной работой учителей, то почти все учителя оказывались потом авторами научных статей.
   «Директор посещает и анализирует уроки, — писал В.А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы», — не только для того, чтобы учить учителей, давать им советы. Педагогическая лаборатория школы — это творческое единство всех учителей, повседневное интеллектуальное общение, взаимный обмен духовными ценностями».
   Сам В.А. Сухомлинский являл собой пример кропотливого, скрупулезного отношения к делу, соединяемого с творчеством, многогранным интересом, окрыленностью, выдумкой. Иногда кажется, что силы его были неисчерпаемы, а запас времени — вдвое или втрое больше, чем у любого человека. О какой бы стороне школьного дела ни заходила речь, всегда была полная отдача сил, словно эта часть работы — единственная, словно никаких других забот у Сухомлинского не было. Он успел за свою недолгую жизнь сделать очень много — столько, что у обычного человека это вызывает удивление. Кажется, он в день жил три дня и прожил три жизни. Вот этому драгоценному искусству продления жизни он и учил своих ребят и педагогов.
   Основные даты жизни и педагогической деятельности
   1918 — Василий Александрович Сухомлинский родился.
   1939 — окончил Полтавский педагогический институт.
   1947—1970 — директор Павлышской школы.
   1958 — защитил кандидатскую диссертацию.
   1968 — избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
   1970 — Василий Александрович Сухомлинский скончался.
   Основные работы
   1956 — "Воспитание коллективизма у учеников".
   1961 — "Духовный мир школьника".
   1969 — "Сердце отдаю детям".
   1969 — "Павлышская средняя школа".
   1971 — "Рождение гражданина".

 
< Пред.   След. >

загрузка...

Реклама
загрузка...