Электронная библиотека учебников
Главная arrow Общая педагогика (Голованова Н.Ф.) arrow 5.1. Идея коллективного воспитания в истории педагогической мысли
Скачать учебники
Анатомия / Физиология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
БЖД
Бизнес-планирование
Биология
Биофизика
Биохимия
Бухгалтерский учёт
Бюджетная система
Военное дело
География
Делопроизводство
Демография
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История
История экономики
Коммерция
Культурология
Логика
Логистика
Макроэкономика
Маркетинг
Математика
Медицина
Менеджмент
Микроэкономика
Мировая экономика
Налогообложение
Организация производства
Отраслевая экономика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Реклама / Branding / PR
Социальная работа
Социология
Статистика
Страхование
Управленческий учёт
Физика
Философия
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансовый отчёт
Финансы / Кредит
Ценные бумаги
Экология
Эконометрика
Экономика (разное)
Экономика предприятия
Экономика регионов
Экономика труда
Экономический анализ
Этика / Эстетика


banner
5.1. Идея коллективного воспитания в истории педагогической мысли

5.1. Идея коллективного воспитания в истории педагогической мысли

   Коллектив - одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древних времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных проблем: преодоления последствий природных катаклизмов, изгнания врагов со своих земель, совершения религиозных обрядов. Так возникли добровольные дружины воинов, религиозные общины и братства, трудовые артели и цеха ремесленников, купеческие гильдии, студенческие землячества. В таких объединениях наблюдались следующие процессы: 
   - устанавливались особые организационные структуры, например выбирался глава общины - человек, которому доверяли все;
   - организованная общая деятельность и совместное проведение досуга делали общение членов объединения достаточно тесным и открытым; 
   - создавался общий фонд материальных средств и других ресурсов, из которых оказывалась помощь и поддержка нуждающимся членам общины; 
   - возникала особая атмосфера солидарности, доверия, и каждый член такого объединения знал, что если с ним что-то случится, то сообщество не бросит его в беде, поддержит его семью, детей.
   Педагоги достаточно рано обратили внимание на то, что дети стихийно объединяются в свои сообщества, и воспитание, если оно стремится быть успешным, должно предусмотреть специальную организацию деятельности и общения в таких детских сообществах. Я. А. Коменский делил учащихся школьного класса на "десятки" ("декурии"), во главе каждой назначался из числа учеников "десятник" ("декурион"). В его обязанности входило проверять присутствие членов "декурии" на уроках, выполнение ими домашнего задания. Кроме того, декурион помогал учителю раздавать и собирать тетради и вместе с учителем отправлялся домой к ученику, пропустившему учебные занятия. В каждом классе в школе Я. А. Коменского был свой Сенат, который издавал "законы", Суд, который разбирал проступки учеников. Перед нами не что иное, как ранние формы школьного самоуправления. Великий педагог намеренно создавал в школе игровую модель взрослой жизни, чтобы учащиеся не только упражнялись в учебном содержании, но и постигали опыт совместной деятельности и социальных отношений. Неслучайно Я. А. Каменский часто повторял свое излюбленное сравнение: "Школа - это мастерская человечности".
   И. Г. Песталоцци утверждал, что человеку присуши три начала: животное, общественное и нравственное. Только воспитание в духе человечности поможет подчинить все животное в человеке и опереться на общественное начало. В 1801 году он организовал в Бургдорфе воспитательный институт, а затем в 1805 году в Ивертене среднюю школу и учительскую семинарию. В этих образовательных учреждениях И. Г. Песталоцци был полный пансион, учащиеся учились и жили вместе с педагогами. Здесь действовало детское самоуправление, дежурства, организовывался общественно-полезный (безвозмездный) труд в пользу крестьян окрестных деревень.
   Прогрессивные русские педагоги XIX века (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев) ратовали за гуманизацию детской среды в гимназиях, культивирование "духа товарищества". Так, Н. И. Пирогов, будучи попечителем Киевского учебного округа, выступил в защиту "корпорационного духа" в среде учащихся, способствовал созданию в гимназиях "совестного суда", чтобы покончить с бытовавшей практикой доносов и произвола гимназического начальства.
   В 1905 году С. Т. Шацкий впервые создал под Москвой детскую летнюю трудовую колонию, а в 1911 году это была уже колония "Бодрая жизнь", где в полной мере действовало "организованное детское сообщество". С. Т. Шацкий так определял его основные признаки:
   - "внутренняя общность", единство педагогов и детей, преодоление "смыслового барьера" между ними;
   - "нейтрализация аморальных сил" в детской среде, создание своей "Конституции", установление позитивных и принятых всеми правил;
   - "бодрая жизнь", напряженная и интересная деятельность, подчиненная строгому режиму, наполненная разумным содержанием (трудом, самообслуживанием, игрой, искусством, спортом).
   В детских колониях С. Т. Шацкого действовали выборные органы, работала редколлегия своего журнала "Наша жизнь", главные вопросы решало общее собрание - "сходка".
   Идею коллективного воспитания детей блестяще воплотили в своей практике выдающиеся отечественные педагоги 20-30-х годов XX века: А. Н. Пинкевич, М. М. Пистрак, В. Н. Сорока-Россинский, С. М. Ривес, Н. М. Шульман. В это же время в Западной Европе известные педагоги Я. Корчак, А. Нейл, С. Френе, Г. Винекен строили школы и приюты как детские сообщества на принципах самоуправления и общего труда.
   Самым значимым достижением нашей отечественной педагогики в решении проблем коллективного воспитания стала педагогика А. С. Макаренко. Он сумел на практике организовать и воспитать блестящие коллективы колонии им. А. М. Горького и коммуны им. Ф. Э.Дзержинского, о которых написал в своих педагогических романах "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях".
   А. С. Макаренко как педагог-теоретик создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию. Он новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Ведущей в теории А. С. Макаренко является идея взаимодействия личности и общества. Он считал, что модель отношений, присущих обществу, условия для приобретения необходимого опыта "быть личностью" обеспечивает специально организованный коллектив. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации.
   В научный обиход современной теории воспитания вошли многие принципы его системы ("единство уважения и требования", "проектирование личности", "опора на красоту", "педагогический оптимизм"), сущностные характеристики воспитывающего коллектива, учение о "стадиях" развития коллектива, "закон движения коллектива" ("система перспективных линий"), концепция "параллельного" педагогического действия.
   Педагогическое наследие А. С. Макаренко является достоянием мировой педагогики. В 1991 году была создана Международная ассоциация Антона Макаренко. В Германии при Марбургском университете с 1968 года работает научно-исследовательская лаборатория "Макаренко-реферат", где изучается его педагогическая деятельность и теоретическое наследие. Немецкие педагоги, вопреки примитивным представлениям, что все сторонники коллективного воспитания - апологеты тоталитаризма, не противопоставляют ценности демократии и коллективные принципы воспитания детей. Более того, они считают, что идеи А. С. Макаренко и сейчас помогают в борьбе против такой школы, где "демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними - не дай бог пожалуются на авторитарность".
   В США, где свобода и индивидуализм считаются важнейшими ценностями, большое число педагогов обеспокоены атмосферой, царящей в государственных школах, в которых обычным делом стало насилие и унижение слабых, издевательство над учителями, грабежи и даже убийства. Американский педагог Джеймс Каунтс сетует, что американская школа всеми способами культивирует "чувство соревнования", соперничество, стремление к лидерству и расплачивается за это.
   В поисках преодоления этих проблем американские педагоги приходят к мысли, что в школах необходимо создавать организованные на добровольных началах сообщества ("community"), которые объединяли бы школьников на основе совместной деятельности, общих интересов и даже соседства. Задача учителей и администрации школы видится им как "вовлечение" ("involvement"), то есть развитие групповой общности, взаимодействие учителей и учащихся. Более того, исследователь Чикагского университета Лилли Эндоумент провела педагогический эксперимент и обнаружила, что в лучших школах, где цели организации и права человека гармонично интегрируются, все определяет главное концептуальное основание - забота. По ее мнению, забота - "зонтичный концепт", который покрывает все социальные отношения и включает в себя реальные социальные действия детей. Исследователи Джорж Ноблит и Дуайт Роджерс доказали, что заботу нельзя культивировать специально только в учебной деятельности, она - ценностный результат особых отношений, которые возникают в гуманистическом школьном сообществе.
   Так американские педагоги к началу XXI века "переоткрыли" для себя известные положения теории коллективного воспитания А. С. Макаренко. И "заботу" как педагогический концепт еще в 60-х годах прошлого столетия обосновал выдающийся ленинградский педагог И. П. Иванов, система которого так и называлась - "Педагогика общей заботы".
   Неверно думать, что воспитание опыта коллективных отношений было значимо для жизни в советское время, при социализме. Напротив, в условиях информационно-технологического бума и нарастающих процессов глобализации к началу XXI века все отчетливее видны контуры "сетевого общества", в котором люди разных стран и континентов будут связаны друг с другом как никогда раньше. Новая социальная реальность требует организации жизни в "коллективном режиме", но это будет жизнь самоопределяющихся личностей, построенная на началах коллектива. "Существование человека в полной мере обретает смысл лишь в сообществе, - утверждает один из авторитетных мыслителей нашего времени В. Франкл. - ...Смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества".
   Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентричном обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентричном обществе меньше помогают слабым, и поэтому там больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность - охранным фирмам, страховым компаниям, даже переплачивать за товары, так как они стоят дороже из-за дорогих охранных систем в магазине. Иными словами, уже сейчас становится ясно, что общество, культивирующее индивидуализм и игнорирующее коллективные ценности жизни, неизбежно зайдет в тупик.
   Начиная с 90-х годов прошлого столетия в нашей отечественной теории и практике воспитания произошел решительный отход от главных идей и опыта коммунистического воспитания: прекратили свое существование всесоюзная пионерская и комсомольская организации, различные формы детского и юношеского самоуправления, школьники перестали участвовать в общественно полезном труде. Набиравшая авторитет концепция личностно ориентированного образования многими теоретиками декларировалась как свободная от идей коллективного воспитания, а "коллективизм" рассматривался как синоним "конформизма" и противопоставлялся, как казалось, более значимому для демократического общества качеству личности - развитой индивидуальности.
   Если избрать для анализа проблемы личности и коллектива "угол зрения" философской антропологии, то окажется, что коллектив - необходимый фактор воспитания.
   Коллектив - важнейшее достижение человеческой культуры, и без него невозможна культурная идентификация личности. С развитием общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей, их общечеловеческой солидарности будет возрастать.
   Коллектив - естественная социальная среда, в которой происходит социализация детей и подростков. Взросление, вхождение в социальную жизнь общества невозможно для человека, если он умеет жить только своими интересами, не способен взаимодействовать с разными людьми, общаться, не получил опыта самоутверждения в коллективной деятельности.
   Коллектив, по выражению А. С. Макаренко, - своеобразный "гимнастический зал" для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Общественная деятельность в школьном коллективе, участие в работе органов самоуправления способствует формированию общественной активности, вызывает готовность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, оказывать помощь товарищам, заботиться об окружающих.
   Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, без "столкновения смыслов", отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.
   Коллектив способствует формированию опыта участия в коллективных формах организации труда. Реальная производственная деятельность детей и подростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать свой труд, согласовывать свои действия с партнерами, а часто и управлять трудовым коллективом.

 
< Пред.   След. >

загрузка...

Реклама
загрузка...