Электронная библиотека учебников
Главная arrow Философия arrow Проблема нравственного самообретения в пространстве интерсубъективности (Новицкая Л.Ф.)
Скачать учебники
Анатомия / Физиология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
БЖД
Бизнес-планирование
Биология
Биофизика
Биохимия
Бухгалтерский учёт
Бюджетная система
Военное дело
География
Делопроизводство
Демография
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Информатика
История
История экономики
Коммерция
Культурология
Логика
Логистика
Макроэкономика
Маркетинг
Математика
Медицина
Менеджмент
Микроэкономика
Мировая экономика
Налогообложение
Организация производства
Отраслевая экономика
Педагогика
Политология
Правоведение
Психология
Реклама / Branding / PR
Социальная работа
Социология
Статистика
Страхование
Управленческий учёт
Физика
Философия
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансовый отчёт
Финансы / Кредит
Ценные бумаги
Экология
Эконометрика
Экономика (разное)
Экономика предприятия
Экономика регионов
Экономика труда
Экономический анализ
Этика / Эстетика


banner
Проблема нравственного самообретения в пространстве интерсубъективности (Новицкая Л.Ф.)

   В книге рассмотрена актуальная для ХХ века проблема самообретения человека как существа нравственного. Исследование ведется путем анализа нравственной проблематики в контексте взаимоотношений Я и Другого. Это позволяет выявить глубинные основания, нравственной жизнедеятельности человека.
   Книга может быть интересна и полезна для специалистов в области этики, философии, теории и истории культуры, философской антропологии. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов философских и культурологических специальностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

Глава I. Обнаружение Другого 5
1. Постановка проблемы 5
2. Другой в бытии нравственности 8
3. Трудности обнаружения Другого 10
3.1. Неспособность “увидеть” Другого 12
3.2. Драма Понтия Пилата 18
3.3. Отчуждение от Другого и от себя  23
3.4. Почему убивают праведников?  28
3.5. Самоутверждение как саморазрушение  36
4. Отчуждение и потребность в Другом  36
4.1. Отчуждающая опосредованность человека  37
4.2. Собственная неосвоенность как отчуждение 40
4.3. Враждебность в отношении Другого 43
4.4. Отстаивание самодостаточности 46
4.5. Необходимость Другого 48

Глава 2. Проблемы понимания Другого 51
1. Проблематичность понимания 51
1.1. Понимание понимания  51
1.2. Что есть смысл?  54
1.3. Экзистенциальное содержание понимания  56
1.4. Другой в контексте понимания-непонимания  59
2. Интенция истины в нравственности 63
2.1. Откровение нравственной истины  63
2.2. Истина Добра  66
3. Глупа ли глупость? 68
4. Безумие лжи 74

Глава 3. Я как Другой 78
1. Встреча человека с собой как Другим  78
1.1. Тело как репрезентант духа  78
1.2. Потребность в себе как Другом 81
1.3. Разрывы самотождественности Я  87
1.4. Грех, как “встреча” с собой  90
2. Самообретение Я как Другого  95
2.1. Невозможность и необходимость преодоления Зла 95
2.2. Судьба и обретение себя как Другого 98
2.3. Судьба и свобода 105
3. Самообретение в утверждении Добра 108
3.1. Дорога к себе как Другому  109
3.2. “Есть правда в слове, когда в нем тень”  111
3.3. Самообретение как подвиг 118

ПРЕДИСЛОВИЕ

   “Тайна сия велика есть”. Это сказано о любви. Но в полной мере это можно повторить и о человеке. Человек – это тайна, которую человечество тщится разгадать все время своего существования. И нельзя сказать, чтобы не было достижений на этом пути. Но каждый результат порождает еще большее количество вопросов.
   А в чем, собственно, тайна? Наверное, самое выразительное ее проявление – полная непредсказуемость человека. Какими только детерминантами ни пытались руководствоваться, чтобы наконец-то объяснить, что же это такое – человек, и всякий раз неуспех. Всегда остается лакуна, (которая при внимательном рассмотрении все более ширится), где очередной принцип объяснения терпит крах. Наверное, принципиально важно при обращении к человеку предполагать эту его несводимость ни к какому извне заданному конструкту. Избыточность человека должна быть принята как аксиома. Что это дает? Во-первых, это методологически задает подход к человеку как к существу, имеющему источник активности не вовне, а в себе самом, и, следовательно, – свободному. Во-вторых, – дает возможность в исследовании проблемы человека идти не извне, а изнутри, следуя его прихотливому пути, а не навязывая внешние ограничения и детерминанты. В-третьих, – направляет путь исследователя в те сферы бытия человека, которые ранее казались столь интимными и частными (прекрасное и безобразное, доброе и злое, любовь, сострадание и т.д.) что не принимались во внимание. Теперь они генерализованы. И это действительно и самое интересное и самое плодотворное движение. Именно в своей нравственной, эстетической ипостаси, а также в своей вере человек и наиболее прозрачен и наибольшей мере может быть понят.
   Проблема самообретения человека в нравственной сфере позволяет подойти к человеку наиболее близко, поскольку нравственное бытие не только самое интимное в человеке, но и самое ценное и дорогое ему, а вместе с тем – самое больное и самое тревожащее. Собственно, нравственный мир человека и есть сам человек. Но нравственность не может быть реализована вне людей. Здесь, более, чем где-либо, невозможен солипсизм. Потому Другой здесь естественен и необходим. На самом деле без него ничего не бывает и быть не может.
   И еще одно предварительное замечение. Разработка основной концепции потребовала введения довольно широкого круга исторических, мифологических, литературных образов, которые, как представляется автору, помогают выразить основные концептуальные ходы работы. Содержательно получилось, что все эти сюжеты имеют довольно печальный, если не трагический, характер. Но автор полагает, что понимание рождается в страдании. А еще точнее, – только горечь может быть обременена мудростью.

Людмила Новицкая

Формат: PDF
Язык: Русский

Скачать учебник
Проблема нравственного самообретения в пространстве интерсубъективности (Новицкая Л.Ф.)

 
< Пред.   След. >

загрузка...

Реклама
загрузка...